Основатель Amazon.com


В воскресенье обложку журнала Time украсил Джефф Безос, основатель компании Amazon.com, торгующей через Интернет книгами и не только. Безос, по мнению журнала, само воплощение современного предпринимательства. Он возглавляет компанию, которая, неся многомиллионные убытки, является одним из фаворитов Уолл-стрит. Кроме того, за пять лет своего существования Amazon.com успела стать и социальным явлением, совершив настоящую потребительскую революцию.

Выбирая “человека года”, редакция Time проводит поиск среди тех, кто оказал наиболее сильное воздействие – неважно, положительное или отрицательное – на ход событий в мире. Основными конкурентами Безоса были антигерои – Слободан Милошевич и подростки, расстрелявшие своих товарищей по школе Columbine High School. В прошлом году звание “Человек года” получили президент Клинтон и независимый прокурор Кеннет Старр.

“В этом году выбирать было проще, чем обычно, – говорит редактор Time Уолтер Айзексон. – Самой горячей темой года была интернет-торговля. Как только мы вспомнили о Безосе, стало ясно, что он – первый кандидат”. Таким образом 35-летний Безос, которого Time назвал королем киберкоммерции, стал четвертым в ряду самых молодых номинантов после легендарного американского летчика Чарльза Линдберга (в 1927 г., когда он был удостоен почетного звания, ему было 25 лет), королевы Елизаветы II (26 лет в 1952 г.) и лидера движения за права негров Мартина Лютера Кинга (34 года в 1963 г.).

В 1994 г. Безос ушел из инвестиционной фирмы, в которой он работал, и основал в Сиэтле Amazon.com – одно из первых и крупнейших предприятий интернет-торговли. Компания вскоре превратилась в гиганта книжной интернет-торговли, а затем занялась также продажей аудио- и видеопродукции. Сегодня Amazon, поставив перед собой задачу стать неким сетевым гипермаркетом, продает все – от программного обеспечения до детских игрушек. Недавно компания вошла в структуру Sotheby's для ведения аукционной торговли одеждой, вином и предметами коллекционирования. Были приобретены пакеты акций ряда интернет-магазинов, таких, как Drugstore.com, Gear. com, HomeGrocer.com и Pets.com. Amazon, впрочем, все-равно остается типичным интернет-предприятием. Безос продолжает инвестировать средства в расширение компании, но при этом, по расчетам, Amazon должна потерять в этом году как минимум $350 млн и вряд ли начнет получать прибыль ранее 2002 г.

Аналитики все чаще задаются вопросом, как долго Amazon сможет позволять себе расти. “Безос строит огромную компанию, используя тактику расширения, а не роста прибыли. Может быть, тактика и бессмысленная, но в этом году так или иначе она точно изменила экономику”, – считает Айзексон. Безос уверен при этом, что Amazon и подобные ей компании в конце концов станут прибыльными. (DJ)