Каждому по валюте


Основная причина существования денег, конечно же, остается неизменной: деньги предназначены для упрощения торговли. Бизнес начинался как бартер: люди просто обменивались произведенными товарами. Но у этой системы были очевидные ограничения. Товары с небольшим сроком годности, например продукты питания, не могли сохранять свою ценность достаточно долго. Ценность товаров менялась от региона к региону. Кроме того, существовали определенные трудности с перевозкой товаров.

Первым решением проблемы стали монеты, впервые появившиеся в 640 г. до н. э. в одном из государств Малой Азии - Лидии. Кусочки металла взвешивались, после чего на них проставлялась их ценность, что делало процесс торговли более удобным, и разница в стоимости одинаковых товаров постепенно сходила на нет. Однако первые монеты были довольно тяжелыми, и путешественникам было накладно брать с собой мешки с монетами.

Вскоре ростовщики стали предлагать новую услугу: они брали монеты и выдавали владельцу расписку, в которой обозначалась полученная денежная сумма. Так появились первые купюры. В Китае бумажные деньги использовались уже в XI в., в Италии - в XIV в. И все же в течение нескольких столетий люди продолжали считать, что бумажные деньги должны обеспечиваться запасами металла. В XVII и XVIII вв. это были золото и серебро. Но в 1933 г. американское правительство отменило золотой стандарт и ввело долларовый, утвердив его гарантом Министерство финансов США. "Когда народ потерял веру в золото, ему предложили верить в Господа Бога", - сказал однажды американский артист Дж. С. Г. Боггз, имея в виду фразу, отпечатанную на всех долларовых банкнотах.

В 70-х гг. практически все крупные покупки в цивилизованном мире уже совершались с помощью чеков и кредитных карт. К середине 90-х купюры и монеты в США в основном использовались для самых мелких операций - оплаты такси, покупки газет и т. п. Сегодня три четверти всей наличности идет на покупки, стоимость которых не превышает $20. Ну а с развитием сети Интернет, появлением электронной коммерции и электронных денег понятие "деньги" стало еще более расплывчатым. По данным Forrester Research, в 1999 г. американцы потратили в Сети $20,2 млрд, а в 2004 г. на электронные покупки будет истрачено $184 млрд.

Развитие технологий помимо замены реальной наличности на виртуальные деньги привело также к появлению других типов денег. Новые деньги - это новое поколение программ льгот постоянным покупателям, но их значимость возрастает благодаря отсутствию границ в электронной торговле. Одним из примеров такой новой валюты могут служить деньги нью-йоркской компании Flooz.com, которые так и называются - Flooz. Клиенты этой компании покупают Flooz в Сети по обыкновенным кредитным картам и затем могут использовать виртуальную валюту для дальнейшего шопинга в Интернете или, например, послать некоторую сумму в виртуальной валюте по электронной почте кому-нибудь в подарок.

В настоящее время Flooz принимают в 75 интернет-магазинах, и этой валютой пользуются около 150 000 клиентов Flooz.com.

Еще один любопытный пример - виртуальная валюта под названием beenz, введенная в марте 1999 г. в США и Великобритании. Купить эту валюту невозможно, но ее можно... заработать. За выполнение некоторой простой работы в Сети, например заполнение опросника или рассылку электронных сообщений, интернет-компании дают пользователям определенное количество единиц этой валюты, причем за каждую единицу компании должны заплатить придумавшей валюту фирме beenz.com один цент. Пользователи могут оплачивать в beenz покупки в Сети, а интернетмагазины, принимающие эту валюту, получают от beenz.com полцента за каждый beenz.

Кроме того, покупатели могут конвертировать beenz в Flooz (200 beenz приблизительно равны одному Flooz, что составляет около $1).

Flooz, однако, нельзя конвертировать обратно в beenz. Для того чтобы, например, заработать на компакт-диск, пользователю Интернета требуется примерно два часа. За это время как раз можно заработать 3250 beenz (около $16,25 - средняя стоимость нового компактдиска в США). По данным beenz.com, на сегодняшний день в Сети зарегистрировано около 12 млн операций с beenz.

Однако задумайтесь: если через 1000 лет beenz все еще будут популярны, на счетах многих людей окажутся большие суммы в этой валюте. Банки даже смогут начать кредитование под залог определенных сумм в beenz. Но если крупные магазины вдруг прекратят принимать эту валюту, начнется такая паника, какой свет еще не видывал. Отсутствие границ в электронной коммерции обеспечит распространение паники в мировом масштабе. Покупатели, оставшиеся с электронной кучей никому не нужных beenz, мгновенно потеряют доверие к виртуальной валюте вообще.

Такие сценарии позволяют предположить, что наступление века цифровых денег не так неминуемо, как полагают некоторые эксперты.

В конце концов, реальные деньги - это не только упрощение торговли. Это часть культуры, часть национального достояния, это то, чему люди доверяют.