Когда закончится операция по взятию Грозного?


Без взятия Грозного объявить не только о завершении антитеррористической операции, но и о каком-то серьезном переломе невозможно. Поэтому наше командование не слишком стоит за ценой, будет идти настоящий штурм города, действительно очень тяжелый и кровопролитный. Но я думаю, что Грозный к концу февраля взять удастся, правда, не прекращая военных усилий и даже наращивая их. Это будет стоить немалой крови. И это будут полноценные бои образца 1994 - 1995 гг.

Сергей Михайлов

Грозным овладеют не раньше конца февраля, но не исключено, что отдельные бои будут продолжаться и в марте.

Пока бои сильно ужесточаются, число жертв растет неимоверно, особенно когда речь идет о штурме площади Минутка, по сути превращенной в огневой центр. Конца там пока не видно. А это стратегически важный для взятия города пункт, и цена, которую платят за такую небольшую площадку, очень высокая. Все еще идут отдельные столкновения в Старопромысловском районе, а в северо-восточном районе война в самом разгаре. Со стратегической точки зрения и с рациональных позиций, конечно, было бы выгодней просто окружить Грозный, держать блокаду и выпускать оттуда только мирных жителей. Но, насколько я понимаю, российским войскам было трудно это делать, поскольку они подвержены коррупции, и скорее из города вышли бы боевики, а не мирные жители. По всей видимости, победа в Грозном должна быть сильным психологическим реваншем, и к тому же грядут президентские выборы.

Видимо, все это заставляет идти не на блокаду, к которой изначально готовились, а на штурм.

Тимур Музаев

Информация из Грозного поступает от самых разных источников, и она очень противоречива, но общий смысл того, что там происходит, более или менее ясен: районы переходят из рук в руки, федеральные войска некоторым образом продвигаются и основывают новые блок-посты. Но эта военная тактика применима к другому типу войны, к войне "классической". В Чечне же идет война, которую часто называют партизанской, и в этих условиях чисто военными методами добиться контроля над Грозным в принципе невозможно.

А потому операция по взятию города будет продолжаться ровно столько, сколько боевики будут продолжать сопротивляться. В тот момент, когда они посчитают, что количество жертв с их стороны уже слишком большое и игра не стоит свеч, они перестанут оказывать сопротивление и уйдут. Однако это абсолютно не помешает им вернуться в Грозный через некоторое время или ночами совершать какие-то мелкие акции нападения. Ждать от них того, что они напрямую пойдут в атаку, совершенно бесполезно. Поэтому добиться полного контроля над городом нереально. И хотя с военно-стратегической точки зрения Грозный не представляет никакой ценности, он действительно является неким символом, прежде всего для российской стороны. И особенно в преддверии президентских выборов. Поэтому к какому-то моменту должна быть достигнута чисто пропагандистская цель: будет найдено здание, на нем водрузят флаг, это покажут в новостях. Такая цель будет достигнута вне зависимости от реальной обстановки.

Александр Искандарьян

Ничто не предвещает близкого завершения этой операции. Что касается ведения боевых действий в городе, то все понимают, что это наиболее тяжелые бои и наиболее ощутимые с точки зрения потерь. В ситуации, когда с чеченской стороны есть четко обозначенные цели, каждая руина в Грозном может быть превращена в отдельную крепость, и взять такой город окончательно просто невозможно, не сровняв его с землей. Что, как мне представляется, вооруженные силы сегодня и стремятся сделать. При этом потери, которые несут наши федеральные силы, гораздо более интенсивны, чем те, которые мы имели в Афганистане. А учитывая тот факт, что война фактически переходит в плоскость партизанской, диверсионной, даже если Россия разобьет крупные вооруженные формирования, то в этом случае потери все равно будут оставаться очень высокими.

Сергей Юшенков

Все зависит от того, к каким средствам и методам прибегнут федеральные силы. Пока ситуация такова, что военный компонент урегулирования конфликта никак не подкреплен ни политическим, ни идеологическим. Мы пока не нашли те элитные группы, через которые нужно воздействовать на весь чеченский народ. Пока мы не нашли те струны, на которых можно было бы сыграть в отношениях с чеченским обществом. Ведь одновременно с ведением военных действий надо стараться больше думать о той идеологии, которая может нас объединять.

Сергей Казеннов

С точки зрения реального конфликта взятие Грозного уже не имеет никакого значения. Положение сейчас очень сложное. И в принципе все те победы в Чечне, которые несомненно были в прошлом году, сейчас уже оборачиваются поражениями. Оттого что федеральные войска возьмут Грозный, ничего не произойдет. И политики, и военные уже показали, что они хорошие тактики, но очень плохие стратеги. И на мой взгляд, сегодняшний конфликт даже с военной точки зрения нерешаем.

Алексей Малашенко