ПРОГНОЗ: Что будет на неделе


На этой неделе должна наступить развязка одного шпионско-имущественного сюжета, замыкающегося на геополитику и крупные экономические интересы. И не потому, что духовные сестры Ксения и Мария больше не в состоянии выдержать осаду Кирияковского монастыря в Иерихоне.

Сестры как раз в состоянии. Но в Москве в эти дни пройдет заседание Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку на уровне министров иностранных дел. Сопредседательствовать будут Россия и США, т. е. Игорь Иванов и Мадлен Олбрайт. А вообще в оргкомитет группы входят все ведущие региональные игроки: Египет, Израиль, Палестина, Иордания, Саудовская Аравия и Тунис.

Именно сейчас в ближневосточном урегулировании, по мнению Билла Клинтона, наступает ключевой момент. Значит, именно сейчас должно многое решиться для будущего мирового рынка вооружений и нефти. Нет ничего случайного в нынешнем заявлении замминистра иностранных дел РФ Василия Средина о том, что Москва готова развивать военно-техническое сотрудничество с Дамаском. "Было бы нелогично для нас и контрпродуктивно для мирного процесса, - сказал спецпредставитель президента по ближневосточному урегулированию, - если бы Россия ушла с рынка вооружений на Ближнем Востоке, в то время как другие поставщики продолжают активно действовать в этом регионе".

Продолжительность мирного процесса - величина,,стремящаяся к бесконечности. С другой стороны, жизнь не стоит на месте и инициатива может переходить из рук в руки, а вместе с ней и дивиденды, причем далеко не только гуманитарные. Вот в начале января Патриарх Русской православной церкви Алексий II как бы в рамках своего визита в Вифлеем на празднование 2000-летия христианства встретился с Ясиром Арафатом. Разговаривали они отнюдь не о миллениуме, а о военно-политической обстановке в регионе. А еще, как выясняется, о судьбе того самого монастыря в Иерихоне. И вскоре после этого палестинские власти произвели силовую акцию по отъему монастыря и участка земли под ним у Русской зарубежной православной церкви (РЗПЦ) и передаче всего этого имущества в ведение Русской православной церкви (РПЦ). При этом уже почти никто не скрывает, что налицо столкновение не просто двух церковных организаций - базовой и эмигрантской, - а авангардов двух национальных разведок. Алексий II так прямо и сказал, что "руководство РЗПЦ, придумывая всяческие обвинения в адрес Московского патриархата, к примеру обвиняя его в сотрудничестве с советской властью, на самом деле само политизировано" и не сможет пойти на сближение с РПЦ, поскольку "этого никогда не допустят власти США и американские спецслужбы". Насчет РПЦ предстоятель, конечно, поскромничал: коллеги-эмигранты тоже недаром вспоминают о сотрудничестве РПЦ с советской властью, а конкретно - с КГБ. И с нынешним и. о. президента Путиным у патриарха полное взаимопонимание, выросшее на общих корнях. Так что монастырь в Иерихоне - это не просто недвижимость в курортной зоне, и даже не просто база разведывательная, а знак для всех участников мирного процесса, указывающий на то, кто из сверхдержав проявляет наибольшую активность и наибольшую способность договариваться. Ведь Алексий II в свой приезд на Святую землю не только с Арафатом повстречался, но и с президентом Израиля Эзери Вейцманом. А уже совсем недавно израильский министр внутренних дел Натан Щаранский побывал в Москве и был принят здесь как родной за то, что продемонстрировал понимание жесткой борьбы с терроризмом. То есть никто в Москве не собирается тупо, как в советские времена, вести игру за арабов против израильтян. Важно просто состоятельность свою дипломатическую показать, чтобы Сирия, принимая решение о закупках оружия, и Саудовская Аравия, размышляя над настойчивыми рекомендациями Вашингтона увеличить нефтяную квоту ОПЕК, знали, что в регионе присутствуют дипломаты и спецслужбы не только американские. В мирном процессе важен не результат - он слишком далек, - а демонстрация своего умения "решать вопросы".

Что же касается двух монашек от РЗПЦ, которые заперлись в спорном монастыре и требуют пересмотра решения палестинских властей, то о результатах министерской встречи в Москве сестра Ксения (она же - Анастасия Степанопулус) узнает одной из первых - от своего брата Георга Степанопулуса, засветившегося в свое время в качестве советника Билла Клинтона. Для связи у монашки имеется мобильный телефон с международным подключением. И если Игорю Иванову удастся переиграть Мадлен Олбрайт, Ксения выставит в окошко монастырской кельи горшок с цветами - явка провалена.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий прогноз написан специально для "Ведомостей"