Каким образом произойдет разделение "Газпрома"?


Здесь завязан очень большой клубок интересов, и очень трудно понять, что конкретно будет происходить.

С одной стороны, ломать такую устоявшуюся структуру плохо. А с другой стороны, хорошо то, что разделенные структуры получатся более управляемыми. Пока непонятно, что делать с точки зрения акционерного капитала. Разделение "Газпрома" не может произойти быстро, это дело нескольких лет. И как поступить, чтобы не пострадали акционеры, - большой вопрос. Наверное, будут дробления или, возможно, дополнительные эмиссии.

Новая компания будет как-то структурироваться. И есть вероятность будут предоставлены возможности обмена акций. Что будет с государственным участием, тоже пока непонятно. Но в принципе, "Газпром" достаточно дружественно относился к своим акционерам, особенно в последнее время. И я не думаю, что там будут происходить какие-то попытки ущемления прав акционеров. Скорее компания сама заинтересована в том, чтобы акционеры не пострадали.

Андрей Гальперин

По моему мнению, речь сейчас идет о выделении неосновных производств в отдельные дочерние общества. И для компании это скорее внутренняя процедура. Такой процесс будет влиять на возникновение отдельных профит-центров для улучшения внутренней отчетности и создания искусственной конкурентной среды в "Газпроме". Я думаю, что это действительно поможет сделать "Газпром" более прозрачным. Но насколько это увеличит поступления в бюджет, сказать трудно. Потому что этот фактор всетаки больше зависит от объема экспортной выручки. А что касается либерализации доступа к газовой трубе независимых производителей, то здесь ситуация постепенно улучшается. Какие юридические формы это в конечном итоге примет, сказать пока трудно, но дело движется. По крайней мере у нефтяников, стремящихся получить доступ к газовой трубе, взгляд в этом отношении достаточно оптимистичный.

Дмитрий Авдеев

Я думаю, что в "Газпроме" будет применен смешанный метод: и создание 100% -но дочерних компаний, и выведение части структур за пределы холдинга. При этом газотранспортная система скорее всего останется внутри "Газпрома" как его 100% -ная "дочка". А выведены будут вспомогательные сервисные компании. И они будут работать с "Газпромом" как контрактники.

Евгений Соцков

Будет создана торговая компания, которая сейчас уже, в общем-то, есть, а также транспортировочная и добывающая компании. При этом главная проблема заключается в том, кто будет управлять ценами, по которым эти компании будут поставлять газ друг другу. Или у кого из этих компаний будет концентрироваться прибыль. В настоящее время цены регулирует ФЭК.

И это достаточно слабая структура, административных и лоббистских мощностей которой не хватит, чтобы противостоять "Газпрому". В результате может случиться то, что у нас было на большинстве российских предприятий, которые расчленяли, когда прибыль концентрировалась в каком-то одном звене, например в торговом. А все остальные звенья начинали "загибаться". И даже если производство в целом было рентабельным, то сначала закрывались нерентабельные предприятия, а потом и прекрасное рентабельное предприятие тоже рушилось. Реструктуризация - сложнейшая управленческая задача. И на самом деле не доказано, что ее нужно осуществлять. Потому что необходимо создавать механизмы контроля за "Газпромом" со стороны государства. Но это отнюдь не предполагает разукрупнения компании. То, что пытаются сделать с "Газпромом", - это посмотреть, что ел человек утром, разрезая ему желудок, вместо того чтобы спросить или посмотреть по счету в кафе.

Михаил Делягин

Реорганизация "Газпрома", безусловно, нужна. И если произойдет выделение непрофильных предприятий, то компания станет более прозрачной и более предсказуемой для всех. Как для акционеров, так и для государства, которое сможет более ясно себе представлять те финансовые потоки, которые через компанию проходят. Само государство в таком случае сможет сформулировать более ответственную политику в отношении "Газпрома". Кроме того, это будет иметь революционное значение для либерализации газового рынка. Доступ к газопроводу смогут получить и нефтяные компании, у которых есть серьезные проекты в газовой отрасли. Безусловно, очень важно знать, будет ли выделенная структура как-то зависеть от "Газпрома". Будет ли это одна компания или две: отдельно транспортная и отдельно - сервисная.

Здесь очень много сложностей, тем более что у активов, которые, вероятно, будут изыматься у "Газпрома", есть акционеры. Но, судя по той информации, которая появилась в последнее время, речь всетаки идет о выделении по крайней мере независимой транспортной компании, в случае появления которой "Газпром" будет выступать таким же пользователем услуг транспортной системы, как и все остальные. А иначе реформирование, на мой взгляд, просто не имеет смысла. Если окажется, что это будут дочерние структуры со 100% -ным капиталом "Газпрома", то это будет профанацией реформирования.

Геннадий Красовский