Чубайс подружился с Аксененко


Р О "ЕЭС России" централизовало платежи Министерства путей сообщения. Вчера вступил в силу совместный приказ двух ведомств, по которому железнодорожники будут вести расчеты напрямую с энергетическим холдингом, минуя местные энергосистемы. Благодаря этому поток наличности в Р О ЕЭС вырастет на $300 млн.

Попытки тем или иным способом "переключить" платежи железнодорожников с АО-энерго на РАО ЕЭС предпринимались с 1995 г.

Например, правительство пыталось перевести региональные отделения железных дорог на оптовый рынок энергии (ФОРЭМ). Однако для перевода на ФОРЭМ следовало получить согласие властей регионов, по территории которых проходит магистраль. Из 60 регионов свое согласие дали только 12, и затею с ФОРЭМом пришлось оставить.

РАО ЕЭС пошло по другому пути: вместо того чтобы уговаривать регионы отпустить железнодорожников на оптовый рынок, договорилось напрямую с руководством МПС.

Новый механизм расчетов с МПС сулит РАО неоценимую выгоду. Объем платежей за потребляемое железнодорожниками электричество составляет около 12 млрд руб. в год, а уровень оплаты живыми деньгами - 75%. Таким образом, в долларовом эквиваленте выручка от расчетов железнодорожников составляет около $300 млн, и получателем всей этой суммы будет РАО ЕЭС. Правда, в самом РАО акцентируют внимание на других преимуществах новой системы расчетов. В департаменте по работе со СМИ объяснили, что местные власти сопротивляются отключению потребителей-неплательщиков, в том числе и железных дорог, чем препятствуют сбору с них денежных средств. После заключения прямого договора с МПС местные власти уже не смогут вмешиваться во взаимоотношения двух естественных монополий. А руководитель департамента РАО по организации эффективной работы энергосбытов дочерних компаний Аркадий Трачук вообще считает несправедливым, что АОэнерго имели большую, чем РАО, долю доходов от железных дорог ведь материнская компания больше пользуется услугами железнодорожников, чем региональные компании.

Руководители региональных энергосистем, наоборот, считают новую схему расчетов с МПС грабительской. Заместитель генерального директора АО "Самараэнерго" Юрий Макушин заявил на днях, что она означает прямые убытки для энергокомпании. Дело в том, что производить и поставлять энергию железнодорожникам по-прежнему будут региональные энергосистемы. Механизм возмещения их расходов на производство энергии окончательно не выработан, а обсуждаемые в РАО варианты не предполагают адекватной компенсации для региональных энергетиков. Например, один из таких вариантов - зачет за поставленную МПС электроэнергию абонентской платы, которую АО-энерго уплачивают РАО ЕЭС за пользование линиями электропередач. Интересно, что в то время как МПС оплачивает 3/4 электричества в денежной форме, АО-энерго платят живыми деньгами от силы половину абонентской платы. Таким образом, при проведении зачета региональные энергетики, очевидно, потеряют часть наличности.

Кстати, почувствовать уменьшение денежного потока от МПС региональные энергетики смогли еще до вступления соглашения силу - по словам Макушкина,,компаниям была дана команда централизовать расчеты заодно и за январь. А гендиректор другой энергосистемы Центральной России заявил "Ведомостям", что его компания уже в январе потеряла на новой схеме 13 млн руб.