"Запущен, расхлябан, разболтан . .. "


Аттестация, выданная исполняющим обязанности президента России Владимиром Путиным российскому государственному механизму, демонстрирует, что накануне выборов главы государства претендент N1 более не желает скрывать, что получил от своего предшественника не слишком-то процветающую и благоустроенную страну. Путин, удивляющийся, что в таком "расхлябанном и разболтанном" государстве вообще происходят какие-то реформы, завтра может во всеуслышание заявить, что никаких реформ-то и не было.

Путин, говорящий о "запущенном" государстве, просто вынужден будет сказать, кто привел это государство к такому состоянию.

Уже первые, пока что, впрочем, весьма осторожные, критические фразы Путина в адрес возглавляемой им же государственной машины иллюстрируют тот плохо понимаемый пока недавним окружением Бориса Ельцина факт, что настоящей преемственности власти на самом деле не будет. И дело здесь не только в Путине - преемственности быть просто не могло.

Государство, созданное Ельциным, было республиканским по форме, но монархическим по сути - причем не только потому, что воля президента-монарха превалировала над властью исполнительной, законодательной и судебной, но и потому, что очевидным иммунитетом обладал и двор могущественного лидера. Были политики и политики монаршей милостью.

Бизнесмены - и бизнесмены монаршей милостью. Охранники - и охранники монаршей милостью...

И возможности "просто" политиков или "просто" бизнесменов не просто отличались от возможностей монарших политиков и предпринимателей - эти люди, эти институции, эти фирмы существовали в разных мирах! Сохранить подобную систему возможно было двумя путями. Либо сохраняя монарха до скончания его века, но тут препятствием оказался даже не закон - закон бы при необходимости изменили, - а состояние здоровья Ельцина. Либо передав власть кому-либо из членов семьи - и у меня есть сильное подозрение, что если бы у Бориса Николаевича были не дочери, а сыновья...

Да что говорить, ведь обсуждали же в политических кулуарах возможность передачи власти Татьяне Борисовне - пусть как курьез, как несбыточность, но ведь говорили же об этом! Любой другой преемник Бориса Ельцина правит после отречения монарха. Отличаться преемник может исключительно личным отношением к отрекшемуся и его семье, но не к самому государству, созданному Борисом Николаевичем. Потому что это было государство на одного человека, и оно несохраняемо. Несохраняемо так же, как попросту невозможно возвращение к существовавшей до него структуре власти. Владимиру Путину волей-неволей придется строить собственное государство.

Но пока идет поиск модели этого государства и путей его строительства, будет происходить медленный, но естественный отказ от роли наследника Ельцина.

Отказ этот начался не вчера.

Сразу после Нового года на первом же собрании в поддержку Владимира Путина - в Калининграде - его участники заявили о том, что годы правления Михаила Горбачева и Бориса Ельцина привели Россию к сегодняшнему кризису. Прошло еще несколько дней, и созданное под Путина движение "Единство" в Государственной думе пошло на блок с коммунистами - главными, пускай и декоративными, хулителями государства Ельцина... Но то были слова и действия не Путина, но путинцев. Теперь заговорил сам преемник. И так же, как не отличаются от мыслей сторонников его слова, так же не будут отличаться от действий сторонников его дела.