"Попса - не стиль музыки"


У "Текилы" выходит своего рода "избранное" - концертный альбом на двух CD.

На московских концертах группа уже играет новые песни. "Мы не отталкиваемся от музыки как таковой. 12 нот - довольно бессмысленная вещь. Колтрейн говорил: "Моя жизнь прошла в поисках 13-й ноты", - отвечает лидер группы Евгений Федоров на вопросы о происхождении своей музыки.

- Ваша музыка идеально озвучивает жизнь в стиле action. Ее называют "мужской"...

- У нас много песен о вещах, которые происходят с мужчинами, и часто мы пользуемся архетипами мужского сознания, полувоенного-полубандитского. Но у нас много и лирических произведений, которые мы выносим на публику очень дозированно, потому что за них нас обвиняют в попсовости. Хотя это абсолютно искренние вещи, на которых у меня начинает дрожать голос. Готов к осуществлению замысел альбома нежных шлягеров - но не под именем Tequilajazzz: в этом формате они неуместны, как неуместен саксофон, на котором в штайновском "Гамлете" играет Евгений Миронов. Это абсолютно радиоформатные вещи, которые могли бы принести деньги. Обычно мы, наоборот, заработанные деньги тратим на публику. Для концертов в клубах, где бедно с аппаратурой, арендуем звук, сами его привозим.

- Можно ли сказать, что вы движетесь в сторону попсы? - Попса - не стиль музыки, а вид лицемерия.

Она - для другого сословия. Костяк моих слушателей - люди моего происхождения и социального положения. И вторжение в мою жизнь людей, на которых не рассчитано мое искусство, нежелательно. Попса - дело скоморохов, которые всегда были выходцами из прослойки, которую обслуживали. Одна из наших новых песен - "Бросаю книгу в огонь" - как раз про то, что нельзя давать знания в руки человеку, не готовому к ним.

Меня всегда злит, когда Дусер (Александр Воронов. - О. К.) начинает таксисту втирать про Умберто Эко. Мы с Сашей вообще противоположности, и музыка Tequilajazzz'а - продукт нашей с ним борьбы. Ни одной репетиции не проходит без разборки.

- Расскажите подробнее, как вы делаете музыку.

- Мы знаем, чего сейчас от нас ждет публика. Она хочет "веселого". Но просто конструировать, используя технические наработки, - это от лукавого, так делается попса. Вещи, которые делаются по вдохновению, исчерпывают тебя. Однажды ко мне подошел француз и сказал: "Мне понравилась твоя песня про смерть". Человек, с трудом говорящий по-русски, понял, о чем "Звери"! Во время съемок этого клипа я чуть не помер: лежал в темноте, накрытый черной драпировкой, надо мной склонялись люди, и вдруг я понял, что мой мозг дает команду моему телу... Как в старые времена старики умели умирать, потому что "время пришло". От съемок я отходил дня три...

- Значит, некоторые песни пережиты глубже, чем другие? - Бывает, что по прошествии времени песни приобретают новый смысл. Наш первый альбом состоял из фантазий на тему насилия в духе миниатюр Лимонова и "Уик-энда" Годара. Тогда террористы были такой же абстракцией, как пираты и мушкетеры. А сейчас это злоба дня: назрела неудовлетворенность современным состоянием цивилизации с ее мелочными ценностями, когда все строится на деньгах, причем небольших. Наша песня "С боем взяли город Рим" как раз о противостоянии двух взглядов на общество: как на иерархически выверенную систему - и как на хаос с культом бессмысленного потребления. Радикальные идеологии - источник романтики, которая жестче и тем привлекательнее, чем романтика волшебного вечера во Флориде. В их основе - идеалистическая философия, аристократизм духа. Ведь и под знамена гитлерюгенда многие шли из романтических соображений, очарованные культом воина. Это потом военных превратили в жупел... Кстати, "Голь" - вещь о трагедии военного человека в невоенное время: о людях, вернувшихся с войны в надежде найти поддержку у государства, но встречающих наплевательское отношение к своим заслугам.

- Как вообще пишутся саундтреки? - В случае с "Голью" режиссер Роман Смирнов дал мне инсценировку, я ее читал на гастролях, в поезде, а потом мы с ним каждый день общались - о жизни, о войне. Роман в течение 10 лет был спецкором BBC в Карабахе, Чечне, Абхазии, дважды ранен. Некоторые вещи я написал интуитивно, они понравились, и несколько сцен были сделаны под них. А вообще хожу на репетиции, смотрю - блондинка актриса или брюнетка. Недавно пересмотрел "Крестного отца" - чтобы понять, как и какие сцены озвучивал в нем Нино Рота. Вообще отличное занятие: "Отстаньте от меня, я работаю! " - а сам киношку смотришь.

Евгений Федоров - лидер группы Tequilajazzz.

Tequilajazzz возникла в 1993 г. "на обломках" рок-группы "Объект насмешек" в процессе работы Е. Федорова, К. Федорова и А. Воронова над музыкой к фильму Р. Нугманова "Дикий Восток", и далее альбомам "Текилы" сопутствовали саундтреки Е. Федорова к фильмам "Упырь" С. Виноградова, "Тело предано земле, а старший мичман будет петь" И. Макарова, "Железная пята олигархии" А. Баширова и к спектаклю Р. Смирнова "Голь" (Театр на Литейном).