Поверх барьеров


Правительства европейских стран, традиционно опасающиеся американской культурной экспансии, прибегают к так называемым квотам на культуру. Владельцев кинотеатров, теле-и радиостанций обязывают включать в программы культурную продукцию местного производства, даже если она не пользуется популярностью у публики.

Однако жить этим искусственным культурным барьерам осталось недолго. После многочисленных международных слияний, объединивших звукозаписывающие компании с киностудиями, издательствами и телеканалами, ограничивать распространение продукции кино-и шоу-бизнеса становится все труднее. Окончательно барьеры падут в эпоху, начинающуюся прямо сейчас, после слияния AOL и Time Warner, объединившего инфраструктуру Интернета с потенциалом мощной медиа-группы. Потребитель становится хозяином ситуации и может наслаждаться развлечениями самого разного качества и происхождения в тепле и уюте собственного дома. Что же остается делать "культурной полиции"? Определенного ответа нет, хотя понятно, что правительства попытаются что-нибудь предпринять. Созданный интернет-компанией AOL прецедент может вновь разжечь пламя торгового конфликта в области индустрии развлечений, который уже давно вносит сумятицу в торговые отношения между США и Европой (и Канадой). Объединение "под одной крышей" развлекательных программ и технологий широкополосной передачи данных через Интернет - переломный момент в процессе цифровой революции.

Новый колосс будет доставлять все виды культурных развлечений прямо на дом. И для того чтобы избежать очередного витка конфликта, представителям обеих сторон Атлантики необходимо сесть за стол переговоров и заняться разработкой правил торговли для сети Интернет.

Популярность американских музыкальных и видеопрограмм в Европе быстро растет. В Западной Европе, несмотря на значительную правительственную поддержку, на долю местных производителей приходится всего около 15% продаж кинопродукции. Во Франции в 1996 г. был принят закон, по которому музыкальные радиостанции должны уделять не менее 40% эфирного времени отечественным исполнителям. Примеру французов последовали и некоторые другие европейские государства. В Канаде продукция Time Warner занимает около 30% на полках магазинов. На долю американских телевизионных программ в англоязычной Канаде приходится до 60%, а во франкоязычном Квебеке - до 30% эфирного времени. Слияние Time Warner с британской компанией звукозаписи EMI дает гиганту около 25% рынка продаж музыки. А ведь именно этот сектор быстрее всего впитывает новые технологии Интернета.

С ускорением всеобщей интернетизации традиционные методы управления спросом, используемые в Канаде, Европе, да и в и других странах, становятся неэффективными. Контроль за содержанием и цифровой информацией, поступающей на компьютеры отдельных людей, является гораздо более грубым вторжением в частную жизнь, чем использование нынешних "квот на культуру". Но такой контроль, как показал опыт китайских товарищей, слава богу, осуществить гораздо труднее. А разработки в областях беспроводной и спутниковой передачи данных, а также цифрового радиовещания делают возможность использования нынешних методов "культурной полиции" еще более проблематичной.

Выводы напрашиваются сами: если Европа и Канада хотят преуспеть в новом мире цифровой культуры, им необходимо тщательно изучить модель свободной конкуренции и отказаться от субсидий и контроля над тем, что слушают и смотрят их граждане. (WSJ) Томас Дюстерберг, Джереми Леонард, руководители торговой ассоциации Manufacturers Alliance/MAPI, объединяющей более 450 компаний с общим объемом доходов $2 трлн в год