Североамериканская мечта Novartis


Львиную долю прибылей фармацевтические компании получают в США, где бум на рынке препаратов, продаваемых по рецептам, не прекращается вот уже 10 лет. Те же, кто не смог добиться успеха на американском рынке, обречены на тяжелую борьбу за выживание.

Именно с такой проблемой столкнулась швейцарская компания Novartis. Приятно удивив аналитиков неожиданно высокими результатами за 1999 г. в странах Европы, она тем не менее никак не может справиться с отставанием от американских конкурентов - по темпам роста продаж компания отставала от конкурентов в США на 10 - 15% в прошлом году.

Novartis ведет единую отчетность по рынкам сбыта. Но очевидно, что в США дела компании идут не слишком хорошо. Между тем США - ключевой рынок для сектора. На эту страну приходится 40% продаж и около 60% прибыли всей мировой фармацевтической промышленности.

Из опубликованного на днях отчета следует, что чистая прибыль Novartis выросла в 1999 г. на 11% и составила $4,11 млрд. Но во многом рост прибыли определялся улучшением покупательной способности населения, колебаниями курса валют и успехами компании на финансовом рынке. Объем продаж собственно лекарственных препаратов Novartis вырос без учета инфляции лишь на 4% - немного по сравнению с 15 - 20% -ным ростом, демонстрируемым крупными американскими компаниями.

Дэниель Васелла, председатель правления Novartis, не отрицает наличия проблемы: "Мы завоевали долю на рынке Японии. Мы работаем в Германии. Мы хорошо проявили себя в большинстве других стран. Но в США мы пока не добились успеха".

Отчасти дело заключается в том, что американскому подразделению продаж Novartis, добившемуся некоторых успехов, но все же далекому от совершенства, в США почти нечего продавать. Истек срок действия патентов на два ведущих препарата компании: лекарство, подавляющее иммунитет у пациентов, перенесших операцию трансплантации, и противовоспалительное средство Voltaren. И если первое пока стойко выдерживает конкуренцию с не защищенными торговой маркой аналогами, то Voltaren неумолимо сдает свои позиции.

Конечно, у Novartis есть и другие, успешно продаваемые препараты - например, средства от гипертонии и препараты для лечения онкологических заболеваний опорно-двигательной системы. Но они не способны решить все проблемы компании. Планы продаж компании включают новые средства от диабета, хронического энтерита и болезни Альцгеймера (последнее еще не утверждено регулирующими органами). Но пока результаты продаж этих препаратов не будут фигурировать в отчетах за текущий и следующие годы, о росте американских продаж Novartis вряд ли можно говорить. Остается надеяться только на новые лекарства, увеличение расходов на маркетинг и расширение штата американского подразделения, который теперь насчитывает 4000 человек.

Недавно из состава Novartis было выведено неприбыльное агрохимическое подразделение, и Васелла говорит, что не хочет больше никаких сделок. Однако известно, что в конце прошлого года Novartis вела переговоры о слиянии с компанией Monsanto (последняя, правда, предпочла объединиться с Pharmacia&Upjohn).

Ходят также упорные слухи, что Васелла положил глаз на компанию American Home Products (AHP), оставшуюся в шатком положении после трех подряд неудачных финансовых операций.AHP опережает многих по последним разработкам в области фармацевтики, но ей еще предстоит разобраться с рядом исков в ее адрес.

Пока не ясно, удастся ли сделка с AHP, но так или иначе Novartis работает над укреплением собственного положения на рынке США. К II кварталу нынешнего года компания намерена выпустить на Нью-Йоркской фондовой бирже свои АДР. "Выпуск АДР облегчает заключение американских сделок", - считает Васелла. (FT)