Единственный олигарх


Заявив, что олигархи в будущей системе российской государственной власти должны быть равноудалены от власти, исполняющий обязанности президента России Владимир Путин поставил под сомнение одну из несущих конструкций ельцинского режима. Собственно, иначе и быть не могло. Путинского заявления ждали, к нему без особого восторга готовились, причем не только в офисах самих олигархов, но и в Кремле, где среди оставшихся при должности представителей бывшего окружения Бориса Ельцина немало выдвиженцев олигархической элиты. Ведь удачливый олигарх - не просто крупный предприниматель, глава концерна-монополиста или информационный магнат. Олигархи могли быть людьми, скажем так, разнопрофильными - от умело использующего возможности собственного мозга Бориса Березовского до умело управляющего газовым монстром Рема Вяхирева. Но объединяла их очевидная, неоспоримая, декларируемая близость к власти, умение влиять на власть и продвигать в нее своих людей (а нередко и продвигаться самостоятельно). Именно эта близость - а не какие-то особые таланты наиболее известных олигархов - позволяла им быть с государством на дружеской ноге, получать баснословные прибыли и быть в ладах с законом даже в том случае, когда этот закон нарушался. Государство относилось к олигархам как к непослушным, но все-таки собственным чадам.

Чада относились к государству как к строгой, но недалекой воспитательнице. Единственный, кто мог напугать олигархов, - так это заведующий воспитательным заведением, Борис Николаевич...

Однако новый заведующий явно тяготеет к курсантам, а не к штатским воспитанникам. В политической линии Путина прослеживается стремление обойтись без олигархической поддержки и ослабить авторитет недавних вершителей судеб российской элиты. Стремление объяснимое: олигархи были придуманы при Ельцине и оказывались естественной опорой предыдущего режима.

У Путина вполне может быть иная опора. Экономические проблемы страны, в которой ведущую роль играют силовые структуры, могут решаться с помощью вовремя отданной команды, а не с помощью изворотливого любимца властей.

Другое дело - насколько эффективно решаться. Однако стоит напомнить, что олигархам была свойственна тенденция объединять решение проблем страны с поиском путей азвития собственного бизнеса, - это если выражаться интеллигентно...

Интересно, конечно, как на свои грядущие проблемы отреагируют сами олигархи. Сплочение их сил могло бы доставить немало хлопот Кремлю, но пока что воротилы российского бизнеса отчаянно ссорятся между собой, расчищая место под солнцем единственному возможному в новых условиях олигарху - государству.

Из живых символов удачливости олигархи быстро превращаются в живые памятники недавней истории. Смогут ли они сплотиться для того, чтобы их не равноудалили от власти, ну а если удалили, то на небольшое расстояние? Вот вопрос, от ответа на который зависит будущее развитие российской экономики и то, какое место будут занимать в ее структуре люди, еще недавно считавшие себя делателями президентов и ниспровергателями премьеров. Тем не менее уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что многих владельцев миллиардных состояний и кремлевских пропусков мы в ходе путинского равноудаления недосчитаемся.