Каковы перспективы изменения статуса и полномочий ЦБ?


В разных странах надзор за деятельностью коммерческих банков выполняют различные структуры. Где-то это функция Центрального банка, где-то специализированных органов.

Монополии на истину здесь нет.

Нельзя сказать, что у коммерческих банков в нашей стране нет вопросов к ЦБ по поводу организации надзорных функций, но в то же время некорректно полагать, что значительная часть банковского сообщества выступает за ограничение функций ЦБ. С другой стороны, примечательно, что в нашей стране принято создавать специальные структуры под каждую новую задачу банковского регулирования: для реструктуризации отдельных банков - АРКО, для гарантирования вкладов - корпорацию и т. д. Я думаю, что в данном случае нет необходимости создания специальной структу ры. Если уж и ограничивать права ЦБ в отношении отдельных элементов банковского надзора, то для этих целей целесообразно использовать уже функционирующие структуры. Правда, из действующих структур, кроме АРКО, для этой функции никто не подходит.

Сергей Леонтьев

Что касается предложения о принятии денежно-кредитной политики в виде закона, то здесь надо понимать: денежная политика - вещь сугубо профессиональная, ее должны проводить специалисты, обладающие необходимыми полномочиями, которые могут реагировать оперативно на все возникающие обстоятельства. Что же касается передачи функций банковского надзора "федеральному органу по банковскому регулированию", то это типично российский подход: если есть проблема, то надо создать комиссию. Проблема - в желании надзорного органа чтото делать. Государство сразу столкнется с тем, что создание новой структуры займет какоето время и потребуются бюджетные ассигнования.

Сергей Алексашенко

Я не стал бы драматизировать ситуацию. Законопроект, внесенный от имени Николая Арефьева, - это одна из многих законодательных инициатив.

Примерно два года назад Совет Федерации внес в Думу законопроект, который менял функции ЦБ. С поправками этот закон был внесен в конце ноября 1999 г. И он предусматривает уточнение целого ряда пози ций: утверждение сметы расходов ЦБ Федеральным собранием в виде закона, отказ от собственного Пенсионного фонда, более жесткий контроль за операционными расходами. Поэтому будет несколько альтернативных предложений, и не факт, что инициатива Арефьева получит поддержку. Что же касается моего личного мнения, то, несмотря на объективный конфликт между функцией ЦБ как проводника валютной политики и его функцией как органа, надзирающего за банками, я слабо себе представляю, что какой-то другой орган может достаточно эффективно осуществлять банковский надзор.

Михаил Задорнов