ЧТО БУДЕТ НА НЕДЕЛЕ: Пять кандидатов на одну камеру


На этой неделе Владимир Путин может впервые подвергнуться испытанию дискуссией. На вторник запланированы его теледебаты с Евгением Савостьяновым и Алексеем Подберезкиным, на четверг - с Аманом Тулеевым и Станиславом Говорухиным. Оба раунда - на ОРТ.

"Вы, конечно, можете отказаться, - как говорил Остап Бендер одному свежеиспеченному члену Союза меча и орала, - но помните: у нас длинные руки ". Строго говоря, отказываться от участия в теледебатах положено за четыре дня, а в пятницу вечером в пресс-службе официального предвыборного штаба Путина не исключали возможности его участия.

Так что по-хорошему и. о. президента по крайней мере во вторник прийти на ОРТ должен. Если не придет, даст новую порцию пищи для разговоров о собственной беспрограммности, уклонизме, закрытости и т. д. Разговоры такие он и его рейтинг, наверное, способны пережить. Но потенциальные спарринг-партнеры Путина таковы, что теледебаты с ними трудно причислить к рискованным мероприятиям. Более того, в некотором смысле эти оппоненты обречены подыгрывать главному кандидату даже без специальных со своей стороны усилий, а некоторые персонажи и вовсе олицетворяют собой гипертрофированный вариант реализации тех программных установок, которые приписывают Путину. И это, кстати, скажется на ходе предвыборной кампании вне зависимости от явки Путина в "Останкино".

Вот, например, губернатор Кемеровской области Тулеев.

И. о. президента еще только намекает на целесообразность укрепления вертикали власти, развития федерализма и повышения ответственности руководства на местах. А "неистовый Аман", как называют кузбасского лидера его вернейшие соратники, давно намек понял и уже бежит впереди паровоза с криком: "Даешь крепкую вертикаль! "Тулеев и без всяких теледебатов выступает с радикальными заявлениями о том, что все субъекты Федерации, за исключением национальных республик, должны претерпеть процедуру слияния. Число укрупненных таким образом регионов не должно, по его мнению, превышать 33 - 35. Одновременно должен быть осуществлен переход к назначаемости губернаторов, открытым текстом говорит кемеровский глава. И все это вместе должно "резко повысить управляемость территорий". То есть теледискуссия Тулеева с Путиным по вопросу о федерализме напоминала бы доклад Сергея Ястржембского исполняющему обязанности президента на какомнибудь рабочем совещании в Кремле. Более того, глава Кемеровской области уже начал на своем уровне применять формулу назначения-снятия по вертикали. С его подачи в отставку ушли мэры кузбасских городов Белово и Прокопьевска.

По вопросу о коммунистической партии и рабочем движении Тулеев тоже чрезвычайно удобный собеседник. О главном сопернике Путина - лидере КПРФ - кемеровский губернатор говорит буквально следующее: "Не надо путать Зюганова и партию: верхушка партии на сегодняшний день предает рядовых коммунистов".

Аналогичным образом лидер "Духовного наследия" Алексей Подберезкин покинул ряды сражающихся "За победу" и наряду с Тулеевым обеспечивает диверсификацию народно-патриотического движения.

Подберезкин любит, правда, поговорить об исторических корнях, о самости русского народа, близости к земле и т. п.

Но и Путину ничего не мешает поддержать такую беседу: он сам из деревни, и дача у него недавно совсем обнаружилась.

О России, которую мы потеряли, склонен размышлять и режиссер-кандидат Станислав Говорухин. В недавнем своем творении "Ворошиловский стрелок" Говорухин дал выход глухой озлобленности стариков-ветеранов на постперестроечную Россию. В этом его перещеголять невозможно, да, наверное, и не нужно. Телерепортаж о добродушном приеме Путина в одном из провинциальных домов престарелых смотрелся как-то приятнее, чем фильм о стрелке - ненавистнике коммерсантов.

По большому счету все эти оппоненты, включая Евгения Савостьянова, не представляют серьезной теледебатической опасности для Путина. Опасности не только в смысле обмена ударами по рейтингу (тут силы совсем уж неравные), но и в смысле сугубо интеллектуального соперничества. Путин пока говорит только то, что может быть принято подавляющим большинством общества. Есть, конечно, очень важные вопросы, которые ему пока никто не задавал. Например, как он будет бороться с коррупцией: методом полицейского преследования отдельных взяточников и взяткодателей или же путем сокращения чиновничьих полномочий и налогового бремени? Пока не ясно, и, похоже, Путин сам пока не готов обстоятельно ответить. Только его соперники по дебатам вряд ли зададут эти вопросы.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий прогноз написан специально для "Ведомостей"