Железные обьятия General Motors


Возможно, самым лучшим выходом для General Motors была бы подача в начале 90-х заявки на банкротство. Слушания о банкротстве в суде могли бы заставить компанию провести реорганизацию, о необходимости которой не устают напоминать аналитики.

Но в суд компания не обратилась и реорганизацию не провела, так что в XXI в.GM входит с семью (!)подразделениями, каждое из которых имеет свою линию производства. Эти подразделения зачастую даже конкурируют друг с другом, но все же умудряются время от времени выпускать конкурентоспособные, хотя и довольно слабенькие автомобили.

При этом доля рынка GM постоянно снижается, а сама компания создает все новые и новые уровни автомобильной бюрократии, что делает тщетными любые попытки разобраться в происходящем. Последним труднообъяснимым шагом GM стало приобретение 20% акций автомобилестроительного подразделения итальянского концерна FIAT за $2,4 млрд.

Судя по официальным сообщениям, сделка проводится для сокращения издержек и экономии на масштабе. Действительно, объединив свои ресурсы, GM и FIAT (которому, кстати, пришлось несколько лет назад покинуть североамериканский рынок) смогут снизить затраты на приобретение комплектующих у независимых поставщиков. Тенденция к экономии на масштабе сегодня характерна для всей автомобильной промышленности. Кроме того, GM и FIAT могут делиться компонентами и технологиями, что также позволит им сэкономить. Возможно даже, что FIAT начнет производство своих автомобилей с двигателями GM - или наоборот.

По оценкам представителей GM, в течение пяти ближайших лет объем сокращения издержек должен составить $2 млрд в год.

Обратная сторона медали - то, что теперь GM придется потратить много времени, ресурсов и энергии, чтобы разобраться, зачем ей нужен этот FIAT и что с ним теперь делать. А ведь, как уже отмечалось, американская компания до сих пор не решила, что делать со своими собственными подразделениями - например, с Buick, Oldsmobile или GMC.

Эта дробная структура осталась в GM с тех времен, когда компания контролировала 50% американского рынка автомобилей. Но сегодня ее доля уже сократилась до 29% (и продолжает сокращаться), так что аналитикам остается только догадываться, как GM будет оправдывать существование семи вполне самостоятельных подразделений и полдюжины альянсов с другими автопроизводителями. В число последних теперь войдет и FIAT.

Может быть, GM сумеет выкарабкаться из этой ситуации, которая очень похожа на ачало конца. Может быть, FIAT выживет в "объятиях Дона Корлеоне" - т. е. под управлением бывших менеджеров Procter&Gamble и Bausch &Lomb, которые сегодня пекутся об автомобилях не меньше, чем ранее о зубной пасте или холодильниках.

Кто знает? GM все-таки выпускает несколько прекрасных автомобилей (новый Corvette, новый DeVille DTS) и несколько прекрасных двигателей (семейство 3,8-литровых V-образных 6-цилиндровых двигателей, V-образные 8-цилиндровые двигатели Northstar).

Жаль, что все эти блестящие инженерные решения теряются на фоне того застоя, который царит сегодня в General Motors. Пусть дух основателя GM Альфреда Слоуна простит грешную душу компании. И душу FIAT тоже.

Эрик Питерс, автомобильный обозреватель газеты Washington Times.

Эта статья написана специально для The Wall Street Journal Europe