Каковы будут первые шаги Путина в качестве президента?


Во-первых, я думаю, не обойдется без разбора полетов. Поскольку понятно, что не на такие результаты выборов рассчитывали в штабе Путина. Победа в первом туре достигнута только за счет административного ресурса. И это значит, что по крайней мере моральная зависимость от региональных баронов у президента скорее всего будет. Вопреки бытовавшим разговорам о том, что ему не нужно будет опираться на региональных лидеров, на деле оказывается, что нужно. Так что я не исключаю каких-то знаковых ходов в сторону региональных элит. Бесспорно, будет обновляться кадровый состав.

Но вряд ли это первоочередная мера.

Безусловно, стоит также задача завершить антитеррористическую операцию в Чечне. В этой связи известный полет и. о. президента на истребителе в Чечню я истолковал скорее как признак некоторой нервозности Путина. Потому что по всем приметам красивое завершение чеченской войны явно планировалось сделать одной из мажорных нот последней недели перед выборами.

Но этого не получилось. Так что теперь об окончании боевых действий в Чечне будут думать особо.

Борис Макаренко

Судить об этом пока что трудно, ведь предвыборная кампания Путина велась так, что из нее никак не следовало, что будет делаться дальше. Но учитывая тех, кто окружает сегодня Путина, и прежде всего Центр стратегического развития Грефа, можно надеяться, что нас ждут расширение контактов с Западом и демократические реформы внутри страны. Но в то же время в экономике будет расширяться роль государственного сектора - это очевидно. Единственное, что тревожит, - появлялись тенденции к ограничению информации и к управлению ею.

Как бы мы не пошли таким путем. Потому что либеральные реформы в экономике могут идти сами по себе, а в том, что касается информации, могут появиться варианты азиатского пути - строгого контроля с большим количеством директив. Но пока это только отдельное наблюдение. Есть надежда, что президенту в любом случае придется учитывать результаты выборов, которые, во всяком случае, нельзя назвать полным карт-бланшем.

Гай Ханов

Первыми действиями будет, безусловно, формирование правительства и администрации президента. Я думаю, что здесь нас ожидают некоторые изменения. Хотя я лично не рассчитываю, что представители правых сил могут войти в правительство. Но если Кириенко, Чубайс и Союз правых сил так серьезно поддержали Путина, наверное, они рассчитывают, а я им доверяю. Вообще же, я двумя руками за то, чтобы правительство выполняло чисто техничес кую функцию. Концепцию и жесткую линию направления движения олжна задавать администрация президента. Потому что внутри правительства каждое министерство заинтересовано в своем усилении и правительство как инструмент не в состоянии на самом деле проводить либеральную политику. И хотя формально результаты выборов не дают президенту карт-бланш проводить какую угодно политику, реально, мне кажется, Путин при поддержке военных может проводить все, что хочет.

Самый главный вопрос - чего он хочет.

Ирина Хакамада

Все убедились, что дистанция между и. о. президента и президентом очень небольшая. Поэтому до инаугурации и формирования нового правительства Путин будет заниматься тем же, чем занимался и раньше, но уже не отвлекаясь на предвыборные мероприятия. На мой взгляд, гораздо более интересно, чем будут заниматься люди из ближайшего окружения Путина. Тактическая цель, которая объединяла этих людей (выиграть выборы), остигнута, а стратегические цели у них разные. Поэтому можно прогнозировать обострение внутренней борьбы в окружении президента.

И первым серьезным испытанием ля Путина станет необходимость взять эту борьбу под свой контроль и подчинить ее своим стратегическим планам.

Марина Шутеева

Я не являюсь сторонником той точки зрения, что Владимир Путин будет предпринимать какие-либо экстравагантные шаги. Ему приписывают желание менять Конституцию или пересматривать отношения с регионами, перетряхивать администрацию и правительство. Мне кажется, что все это не соответствует действительности - все будет достаточно традиционно. Путин очень выборочно относится к кадрам, предпочитает назначать тех, кого знает лично (видимо, это профессиональная черта, идущая от его службы в спецорганах). Скорее всего это будут уже известные нам политики, многие из них связаны с Петербургом или пересекались с Путиным по службе. Мне представляется, что Путин - сторонник технократического подхода к формированию правительства, в этом смысле это будет не правительство звезд, а правительство исполнителей и профессионалов, которые будут находиться под жестким контролем самого президента. Более существенные кадровые перемены скорее всего коснутся администрации президента, поскольку это была администрация, которая формировалась Ельциным и под Ельцина, а теперь это администрация, которая будет формироваться Путиным и под Путина.

Олег Морозов