Затишье


В Чечне последние недели случилось странное затишье.

После взятия Комсомольского боевики появлялись разных районах республики, угрожали терактами, ссорились с жителями сел и исчезали после первых бомбежек. Выборы президента Чечне прошли спокойно и даже слишком "организованно". Сепаратисты на это никак не ответили. Промолчали они (точнее, их автоматы и гранатометы) и тогда, когда назначенные Москвой главы администраций районов предложили Кремлю ввести республике прямое президентское правление.

Вчера, по сообщению штаба российской группировки в Чечне, основные силы боевиков начали покидать Ножай-Юртовский район, где они проводили вялые операции накануне и в ходе выборов.

Центр сопротивления в этом районе - село Центорой, где 26 марта российские военные обнаружили "большую группу боевиков", - по-прежнему подвергается бомбардировкам с воздуха. Но, как утверждают в штабе, отряд боевиков уже рассеян бомбовыми и артиллерийскими ударами и отходит на запад. соседнем селе Эникале местные жители на днях видели лично полевого командира Хаттаба и, как утверждают военные, "в категорической форме потребовали от него покинуть населенный пункт". Чем закончилась эта коллизия, в штабе группировки не уточнили, но и он, как считают военные, отправился на запад Чечни.

Из этих дежурных сообщений официальных источников можно составить весьма странную картину действий боевиков. Чеченцы перестали вступать в длительные столкновения с армейскими подразделениями (информационный сайт боевиков - "Кавказ-центр" сообщает о четырехчасовом бое под Центороем). После подхода к их позициям крупных сил армии и МВД они спешно покидают район боевых действий, чтобы через день-два появиться в 30 км от него. Российское командование начинает подтаскивать к новому очагу сопротивления мотострелков и артиллерию, и боевики опять уходят.

Более всего странно, что в район Центороя и Ножай-Юрта Хаттаб со товарищи прибыли после многодневного марша с запада, из района Аргунского ущелья. 2 марта они уничтожили роту псковских десантников под УлусКертом, через неделю приняли бой восточнее - под Сельментаузеном, еще через неделю их засекли южнее Ведено, к выборам они прибыли в район Ножай-Юрта. И вот теперь, судя по сообщениям штаба российской группировки, главные силы боевиков двинулись в обратный путь - в горы Шатойского района, в Аргунское ущелье.

Между тем и без Хаттаба в районе Шатоя боевиков по-прежнему хватает. Российские войска контролируют только сам глубокий каньон реки Аргун, который обычно и называется Аргунским ущельем, а также основные дороги в районе. Между тем на склонах гор по обоим "бортам" ущелья оказывают сопротивление крупные отряды боевиков. районе сел Хал-Килой (восточнее Шатоя), Шаро-Аргун (юго-восточнее) и Харсеной (западнее) уже много недель идут вялые бои без каких-либо явных успехов федеральных войск. Где-то в окрестностях Харсеноя находился (а может быть, и до сих пор находится) штаб полевого командира Руслана Гелаева, который не так давно две недели оборонял Комсомольское.

Между тем странные передвижения боевиков вполне могут быть частью их плана "переноса боевых действий к Грозному".

План выглядит сумасшедшим, учитывая нынешнюю оперативную обстановку. Однако Аслан Масхадов, который объявил об этом плане, выбрал именно такой способ продолжения сопротивления не случайно. Одну войну он уже так выиграл: в июле-августе 1996 г. Шамиль Басаев и Хаттаб находились, по данным российских военных, где-то на границе Веденского и Ножай-Юртовского районов, Гелаев сидел в своем штабе недалеко от Шатоя. К этим "последним очагам сопротивления" подтягивались крупные армейские подразделения из равнинной Чечни. начале августа боевики куда-то исчезли, а 5-го числа неожиданно вошли в Грозный. Через месяц Александр Лебедь подписал в Хасавюрте фактическую капитуляцию России.