Будет ли Владимир Путин следовать ультралиберальным советам Андрея Илларионова?


Ленинградское происхождение Андрея Илларионова является его важным достоинством в сегодняшней обстановке. Илларионов известен своими последовательно либеральными экономическими взглядами. Хочется верить, что его назначение действительно приведет к сдвигу вектора экономической политики в сторону либерализации. Вместе с тем невозможно представить себе, что все поступающие руководству страны проекты и прожекты будут одинаково либеральны по содержанию.

Если исключить "колебания вместе с линией партии", то может сложиться так, что весь поток антилиберальных документов пойдет мимо экономического советника, т. е. система маргинализирует или даже отторгнет инородное либеральное тело. Вспомним, чем закончилось несколько лет назад ребывание Илларионова в должности экономического советника председателя правительства. Новое назначение - это, безусловно, сильный ход из области PR, причем в преддверии "весенних встреч" международных финансовых организаций в Вашингтоне. Все наблюдатели, будут сейчас взахлеб приветствовать это назначение и пытаться прочитать в нем некий глубокомысленный сигнал участникам рынка. Я бы, однако, предпочел дождаться конкретных действий нового правительства.

Андрей Верников

Привлечение молодых, интересных и энергичных сил, которые имеют что сказать, - это очень важно. Иначе застой, который был у нас в последние пять-шесть лет, так и будет продолжаться. Новые силы должны идти во властные структуры, тем более в советники по макроэкономике. И Андрей Илларионов, на мой взгляд, - тот, кто в условиях выработки экономической программы годится сейчас на эту роль.

Дело советника - высказать свое мнение. А уж дело принимающего решения следовать этим советам или нет. Но, думаю, раз Путин привлекает Илларионова, то он будет к нему прислушиваться. Я вообще надеюсь, что подбор кадров у Путина будет исходить из желания набрать грамотную, прогрессивную команду. И у меня создалось впечатление, что как раз так оно и будет.

Сергей Егоров

Путин вряд ли будет следовать ультралиберальным советам. Я знаю, что мнение Путина вообще таково, что при принятии решений относительно того или иного варианта экономической политики мы должны учитывать проходимость или, точнее, политическую стоимость этих решений. Насколько я понимаю, это не значит, что, если есть какое-то сопротивление, нужно сдаваться, но речь идет о том, что в принципе политическая цена вопроса должна приниматься во внимание.

Олег Вьюгин

Мне вполне импонирует новое назначение. Несмотря на незначительный опыт работы Илларионова в госструктурах и его репутацию крайнего радикал-либерала, новый советник Путина неплохой экономист. Ведь именно он за полгода до памятного 17 августа говорил о неизбежности и необходимости девальвации рубля. И усть сейчас поговаривают не о либеральности, а именно об экстремальности его идей. На мой взгляд, склонность Илларионова к концептуальности в нынешней ситуации только плюс. Многие реформаторы, не заняв желанного кресла, - реформаторы, а как только занимают пост, все их ламенные порывы утопают в текучке. Думаю, ультралиберальные воззрения Илларионова не остигнет такая участь. Сейчас важно другое: подобным назначением Путин косвенно дал понять, что намерен развивать экономику либеральными методами. Илларионов занял фактически третью о влиятельности экономическую должность в правительстве - после Волошина и Касьянова, воззрения которых не столь радикальны. Не стоит забывать, что именно в споре рождается истина.

Борис Мошкович

Илларионов придерживается скорее либерально-консервативных взглядов, и ожидать от него каких-то резких радикальных шагов сразу не стоит. Скорее всего сначала он будет рекомендовать осмотреться, провести "полную инвентаризацию", а лишь затем предпринимать какие-то действия. В этом, я думаю, он может рассчитывать на онимание президента.

Михаил Кузовлев

Говорить об этом пока что рано.

Назначение Илларионова, конечно, позитивный фактор: это означает, что появится какая-то свежая струя в окружении Путина, и достаточно близко к самому Путину. Но при этом все равно многое будет зависеть от того, кем будут другие члены команды ведь один в поле не воин. Идеи самого Илларионова радикальны, и,безусловно, кто-то еще будет выступать в качестве сдерживающего начала. Но весь вопрос в том, будет ли это сдерживающее начало доминирующим или они действительно будут друг друга уравновешивать. Но судить об этом еще преждевременно. И назначение Илларионова сейчас - это, наверное, не демонстрация ожидающего нас мейнстрима, это скорее красивый жест.

Исходя из того, что сейчас известно, можно сказать, что вероятность очень постепенной смены экономической политики выше, чем вероятность того, что в течение пары недель после назначения правительства мы перейдем в режим шоковой терапии.

Алексей Заботкин