Затяжной старт SAP


Бум электронной коммерции, в авангарде которого встали американские корпорации, чуть было не прошел мимо SAP - крупнейшей в Европе компании по выпуску программного обеспечения. Вовремя опомнившись, SAP все же устремилась в гущу событий, решив основать в США свое подразделение.

Новая компания под названием SAPMarkets будет базироваться в калифорнийском городе ПалоАльто - в самом центре Силиконовой Долины. Сейчас SAP подыскивает для нее генерального директора "американского" типа. Основным направлением деятельности SAPMarkets станет создание онлайновых закупочных бирж - рынков, на которых смогут встречаться крупные компании и поставщики.

Это направление в интернет-бизнесе (B2B, т. е. "бизнес - бизнес") завоевывает сейчас все больше последователей и считается более перспективным, чем традиционная торговля "бизнес - клиент".

Работая в этом горячем секторе, SAP может на волне популярности акций компаний B2B провести первичное размещение акций нового подразделения. Правда, Херберт Хайтман, представитель SAP, предпочел уточнить, что, хотя размещение акций не исключается, никаких конкретных планов на этот счет у компании нет.

Особенно жесткая конкуренция в области бирж B2B развернулась между такими американскими компаниями, как Oracle и Commerce One. На американском рынке этим компаниям удалось обойти SAP, основной бизнес которой сосредоточен в небольшом немецком городке Валлдорфе в часе езды от Франкфурта.

SAP - мировой лидер в области производства программного обеспечения для управления бизнесом: с помощью таких программ корпорации увязывают и координируют процессы производства, закупок, поддержания запаса комплектующих на складах, финансового и кадрового управления. Однако распространение электронной коммерции по принципу B2B внесло значительные коррективы в стратегию бизнеса основных клиентов SAP. Онлайновые биржи позволяют компаниям работать с поставщиками на тендерной основе, а также проводить интернетаукционы и тем самым существенно сокращать свои расходы.

Отставание SAP стало особенно заметным, когда началась реализация гигантского проекта трех автопромышленных корпораций Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler, совместно создающих онлайновую биржу. И хотя SAP числит членов "большой тройки" автопроизводителей среди своих клиентов, компанию не пригласили к участию в проекте создания биржи автокомплектующих.

Акции американских поставщиков делового программного обеспечения также растут, что позволяет компаниям укреплять свои позиции на рынке B2B. К примеру, корпорация i2 Technologies недавно приобрела за $9,3 млрд акциями компанию Aspect Development разработчика программного обеспечения для составления онлайновых каталогов продукции. На данный момент рыночная стоимость i2 достигла $24 млрд, хотя объем продаж этой компании за IV квартал составил лишь $175 млн.

Акции SAP, которая в 1999 г. реализовала продукции на $5 млрд, с середины января текущего года также подскочили на 60% - основной причиной роста стало увеличение числа пользователей нового биржевого продукта компании, получившего название mySAP.com.

И все же SAP только начинает обживаться в этой новой для нее области. В частности, компания работает над созданием новых онлайновых бирж в партнерстве с банком Deutsche Bank, компанией Mannesmann и ассоциацией крупнейших германских производителей химической продукции, но завершения этого проекта можно ожидать не раньше, чем в середине года.

А между тем конкуренты SAP продолжают освоение новых земель, в число которых вошла и Германия - рынок, который SAP по праву считает "домашним". В прошлом году корпорация Commerce One взялась организовать процесс управления внутренними операциями Deutsche Telekom - одного из крупных потребителей программных продуктов SAP. Еще один важный клиент SAP, корпорация Chevron, для организации обширных онлайновых операций пользуется услугами компании Ariba.

SAP спешит наверстать упущенное. Инвестировав почти $500 млн собственных средств в раскрутку SAPMarkets, корпорация очень надеется, что удача улыбнется ей.

Хорошей новостью для SAP явились слухи о том, что DaimlerChrysler подумывает о покупке пакета акций SAPMarkets, дело в том, что этот автопроизводитель пока не определился с партнером по онлайновой бирже в отличие от Ford и GM, для которых технологическую часть проекта будут обеспечивать соответственно Oracle и Commerce One. Назвав информацию о возможном партнерстве с DaimlerChrysler не более чем слухами, Хайтман тем не менее заметил: "У истока любого проекта онлайновых бирж будет стоять SAPMarkets". (WSJ)