Утвердит ли Дума запланированное правительством повышение акцизов?


Любое налоговое решение - это всегда компромисс между эффективностью и справедливостью. Поэтому я думаю, что такой компромисс будет найден. Мы уже несколько лет топчемся на месте, решая какие-то сиюминутные проблемы в ущерб долгосрочным задачам правительства. Но рано или поздно на серьезные налоговые изменения необходимо решиться. Тем более что сейчас очень благоприятное время для проведения именно радикальных мер налоговой реформы. Безусловно, все косвенные налоги непосредственно воздействуют на уровень цен, и увеличение акцизов приведет к тому, что цены вырастут. Но надо учесть и то, что в последние полтора года, прошедшие после кризиса, анализ результатов налоговых сборов свидетельствует о том, что эффективность акцизного налогообложения просто катастрофически упала по сравнению с докризисным уровнем. Акцизы на бензин, например, совсем не проиндексированы, а если что-то и проиндексировано, то явно непропорционально произошедшему росту цен. А в отношении подакцизных товаров он был как минимум двукратным. Ведь акцизы, и в частности на бензин и табачные изделия, устанавливаются не в процентах, а в ставках, фиксируемых в рублях. Естественно, что такой разрыв должен быть каким-то образом компенсирован. А сейчас бюджет по сути теряет на основных подакцизных товарах. Поэтому рассмотрение вопроса об эффективности акцизного налогообложения и о повышении ставок абсолютно оправданно. Тем более что надо искать какие-то дополнительные источники налоговых сборов в связи с тем, что предполагается снизить (и очень существенно) налоговую нагрузку на физических лиц.

Антонина Ковалевская

Я думаю, что такая мера вполне проходима. Возможности для поднятия ставок акцизов, в частности на бензин, есть. И это предложение не нарушает общий декларируемый принцип переноса налоговой нагрузки на конечного потребителя. Стоимость бензина у нас сейчас ниже, чем в среднем по миру. И ставки акцизов, которые установлены не в процентах, а в фиксированных рублевых значениях, давно не поднимались, тогда как цены на бензин росли.

Павел Васильев

Я думаю, что повышение акцизов будет принято. Тем более что бюджетный комитет Госдумы уже начал одобрять предложенные меры. К тому же сейчас у депутатов несколько иное отношение к инициативам правительства, нежели в 1998 - 1999 гг., когда в парламенте зарубались аналогичные проекты. Сейчас Дума более покорная, так что на 90% можно сказать, что правительственные предложения пройдут.

Тем более что бюджет в следующем году будет намного больше зависеть от этих акцизов, поскольку есть несколько других налоговых поступлений, которые предполагается снизить. Несомненно, цены на бензин в результате увеличения акцизов также начнут увеличиваться, и,возможно даже, это произойдет не с момента вступления в силу новых ставок, т. е. не с 1 января 2001 г. Очередной скачок цен на бензин может произойти уже вскоре, поскольку цены на бензин у нас сейчас достаточно низкие. Для этого, правда, существует и объективный фактор: предложение превышает спрос на бензиновом рынке. Чтобы повысить цены на бензин в такой ситуации, нужно рискнуть. За счет роста цен на бензин инфляция, конечно, будет повыше. А в качестве побочного эффекта можно ожидать того, что появится больше левого бензина. Но в целом мера разумная, налог таким образом перекладывается на конечного потребителя, т. е. государство пытается брать там, где это ему легче сделать.

Юрий Кафиев

Я не исключаю, что повышение акцизов утвердят. Другое дело - согласится ли Дума повысить ставки акцизов именно в таких серьезных размерах, как это предлагает правительство. Но я думаю, что по этому вопросу компромисс вполне возможен. Больше противоречий в парламенте вызовет вопрос лишения предприятий налоговых льгот, а вопрос с акцизами не столь принципиальный, в том числе для бюджета на 2001 г. Акцизы - не самая важная часть налоговых поступлений. Очень важно то, что правительство в очередной раз пытается перераспределить налоговые поступления между федеральным и региональным бюджетами. Поэтому не исключено, что региональное лобби в Думе может этому воспротивиться. И тогда, к примеру, увеличение федеральных налогов может быть проведено, а взамен этого не будет принято снижение региональных налогов - такой вариант тоже не исключен.

Наталья Орлова

Я вообще считаю, что нельзя разрывать весь пакет налоговых мер на какие-то отдельные вопросы. Всего примерно пять глав Налогового кодекса будет принято отдельными законами.

Акцизы - это только одна из них. Хотя сам по себе факт повышающихся акцизов на бензин - это абсолютно нормальная вещь. И расчеты показывают, что большого увеличения цены не происходит. А регулирование через акцизы на бензин помимо всего прочего восстанавливает социальную справедливость - раз много ездишь, тогда и много платишь. Поэтому это разумная мера. Но главное здесь то, что если не будет принят один из законов, в том числе повышение акцизов, то не будет иметь смысла другой. В данном случае если делать частично, то получается хуже, чем ничего не делать, - возникают провалы в бюджете.

Иван Головлев