Какие поправки внесет Госдума в федеративные законы президента?


Я думаю, что никаких серьезных принципиальных поправок в законопроекты внесено не будет - их примут в том варианте, в каком их внес президент. Если какие-то изменения в тексте и появятся, то они будут носить скорее технический характер.

Вряд ли, скажем, удастся воспротивиться основной идее - снятия неприкосновенности с губернаторов. И в этой связи предложение о своего рода компенсации создании Государственного совета - если и будет вынесено, то скорее всего не пройдет. Потому что в целом у депутатов отношение к президентским реформам довольно-таки позитивное.

Юрий Краснов

В законопроекте о формировании Совета Федерации поправка может быть связана с тем, что избрание представительным собранием члена Совфеда должно проводиться тайным голосованием при альтернативности, т. е. при наличии не менее двух кандидатов на каждое место. Во-вторых, решается вопрос о том, каким актом это должно оформляться.

Но самый главный вопрос, который мы выносим в этой связи на рассмотрение Думы, - как должно происходить избрание членов Совета Федерации: через представительные органы или напрямую населением. Очень сложным является вопрос о неприкосновенности членов Совфеда и бывших губернаторов. Вполне возможно, что депутаты захотят предложить записать в закон создание Государственного совета, в который будут входить губернаторы. Но прогнозировать что-то пока трудно может быть много высказываний депутатов, которые находятся в определенной зависимости от губернаторов. Что касается других законопроектов, то под вопросом, например, вправе сам губернатор распускать представительные органы или это дело вышестоящих представителей. Неясно, на скольких этажах сохранять местное самоуправление, какие органы должны стать государственными (это к закону об органах местного самоуправления). Но так или иначе, в первом чтении все законопроекты могут быть, в принципе, одобрены. А все поправки перейдут во второе чтение.

Анатолий Лукьянов

Во-первых, законопроект о возможности смещения губернаторов не указывает сроки, в которые должны состояться новые выборы. Мне кажется, что "Яблоко", а может быть, и СПС предложат все-таки внести какой-то конечный срок, когда должен быть избран новый губернатор. Кроме того, есть альтернативный проект Елены Мизулиной о формировании Совета Федерации - его скорее всего не примут, но, возможно, что-то из этого проекта войдет в основной, президентский. Также не исключено, что законопроект о главах городских и районных администраций встретит сильную оппозицию опять-таки со стороны "Яблока" и СПС, потому что возможность отстранять мэров это слишком сильное возмещение губернаторам за то, что их самих могут снимать.

Владимир Прибыловский

В отношении формирования Совета Федерации есть альтернативный проект Елены Мизулиной, предусматривающий выборность сенаторов населением, но это, видимо, обречено на провал. А в отношении президентского проекта есть ряд нюансов. Например, предложение о том, что сенатор не может голосовать против позиции, официально заявленной его субъектом Федерации. Кроме того, есть поправки относительно самой процедуры избрания сенатора в Совет Федерации. Наиболее существенные изменения касаются закона об отстранении губернаторов. Во-первых, предлагается установить судебную систему отстранения губернатора, а не административную. Причем главное решение о соответствии действий губернатора закону должен принимать Верховный суд, и только после его вердикта президент может отстранять губернатора. Вторая поправка, которая наверняка будет принята, касается того, что закон не распространяется на решения судов в отношении губернаторов, принятые в прошлом.

То есть закон распространяется только на случаи, возникающие после его принятия. Еще одна поправка должна оговорить процессуальные сроки, которые пока в законе отсутствуют. И наконец, может быть изменено положение о временном отстранении губернатора от должности в случае возбуждения уголовного дела.

Сам факт возбуждения - это не та стадия, надо отстранять, по крайней мере когда по итогам следствия дело передается в суд.

В отношении законопроекта о местном самоуправлении справедливы те же поправки в процедуре отстранения, что и в законе о губернаторах. Кроме того, предлагается отказаться от ликвидации района как звена местного самоуправления.

Борис Надеждин

Главный спорный вопрос во время второго чтения (вряд ли он возникнет при первом) - это отзыв руководителя субъекта Федерации указом президента. С моей точки зрения, это должно быть результатом судебного решения.

Последнюю точку должен ставить суд, определяющий в действиях губернатора те или иные деяния, за которые он заслуживает быть отстраненным от своей должности. Потому что прямого подчинения президенту РФ у выборного должностного лица нет.

И я думаю, что соответствующие поправки будут касаться именно этой проблемы.

Олег Морозов

Меньше всего проблем у президентского варианта закона о формировании Совета Федерации. Здесь могут быть только рассмотрены возможности защиты сенаторов от частого лихорадочного отзыва. В законопроекте об отзыве губернаторов скорее всего изменят положение, касающееся отстранения губернатора в случае возбуждения уголовного дела. Целесообразнее предусмотреть отстранение только при передаче дела в суд. Кроме того, скорее всего будет более четко прописана процедура отзыва губернатора - ее предложат проводить через Верховный суд. А в законопроекте по местному самоуправлению будет, вероятно, ужесточена процедура отзыва глав органов местного самоуправления губернаторами. Потому что нынешняя процедура, строго говоря, не совсем конституционна.

Юлий Нисневич