Каждая биржа имеет право. .?
"Газпром" и связанные с ним организации так просто не пойдут на уступки - иначе они потеряют контроль за движением акций. Проблемы у торговых площадок возникнут, например, на уровне депозитариев. Чтобы не обращаться в реестр с каждой биржевой сделкой, обслуживающий биржу депозитарий становится номинальным держателем определенных пакетов обращающихся на ней ценных бумаг. Депозитарием МФБ - основной площадки, где торгуются акции "Газпрома", - является подконтрольный эмитенту Газпромбанк.
Все идет к тому, что две крупнейшие торговые площадки - ММВБ и РТС - вскоре получат-таки право торговать акциями "Газпрома" (см. статью на стр. Б3). Однако это вовсе не значит, что они в самом деле будут ими торговать.
"Газпром" положил много сил на выстраивание жестко контролируемой системы обращения своих бумаг. Уникальный случай: акции компании за рубежом стоят в 3 - 4 раза дороже, чем дома.
Разделение рынков закреплено президентским указом. Это позволяет "Газпрому" привлекать изза рубежа крупные суммы за счет продажи своих акций.
Расширение числа площадок, где можно будет купить акции "Газпрома", неминуемо приведет к арушению сложившегося баланса цен. Это связано с тем, что а ММВБ и РТС активно работают нерезиденты. На ММВБ - через счета типа "С", а в РТС вообще большая часть расчетов идет в валюте.
Конечно, рано или поздно одиозное положение, разрешающее торговать бумагами "Газпрома" только четырем биржам, будет отменено. И ММВБ, и РТС говорят, что готовы начать торги "как только - так сразу". Они-то, может, и готовы, но от них не все зависит.
А у РТС и ММВБ депозитариями являются Депозитарно-клиринговая компания (ДКК) и Национальный депозитарный центр (НДЦ). Если "Газпром" не захочет активной торговли своими акциями, он усложнит процесс заключения соответствующих договоров депозитариев с держателем реестра "Газпрома". И тогда о торгах на этих площадках можно будет забыть. В общем, все как в старом анекдоте: "Скажите, я имею право..? - Имеете. - Так я могу..? Нет, не можете".