ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Бессмысленная беспощадность


Если в стране сохранится практика выборов президента, Владимиру Путину будет крайне трудно получить второй срок – уж точно не легче, чем Борису Ельцину в 1996 г.

Еще рано сравнивать первого и второго президентов России. Но все-таки один вполне корректный критерий, по которому можно проводить такое сравнение, существует: как оба политика распоряжались своей популярностью в первые месяцы правления. Как известно, в 1991 г. за Ельцина проголосовало более 57% россиян – больше, чем за Путина в 2000 г. Разумеется, Ельцин избирался в другом политическом контексте, еще внутри СССР. Потом был августовский путч, несомненно добавивший симпатий российскому президенту. Путин принял Россию в бесспорно более спокойной внутриполитической ситуации. Но дальше сравнение становится все более уместным.

Несомненно, важнейшим деянием первого президента России в первые месяцы его президентства стала гайдаровская экономическая реформа. Как ни относись к тому, что было сделано начиная со 2 января 1992 г. вплоть до замены Егора Гайдара Виктором Черномырдиным, именно отпуск цен и переход к свободному обмену валюты определили всю нынешнюю экономическую и политическую конфигурацию российского государства и общества. Ельцин пошел на крайне непопулярные меры, но их преимуществами мы пользуемся до сих пор: все-таки в магазинах дефицита нет, а к тому, что валюту можно всегда свободно продать и купить, не загремев за это в тюрьму по уголовной статье, привыкли даже пожилые правоверные коммунисты.

Владимир Путин пока транжирит свою популярность гораздо менее эффективно. Высокие цены на нефть пока позволяют нам расслабиться и получать удовольствие. Между тем ситуация в стране весьма скверная. Москва откровенно не знает, как выходить из второй чеченской войны, которая все меньше нравится народу. Зеркальные по идиотизму исполнения на уровне мелкого и среднего звена силовиков операции с Андреем Бабицким и Владимиром Гусинским заставляют строить нехорошие подозрения насчет стиля новой власти.

Бориса Ельцина, особенно в начале его президентской карьеры, сама историческая ситуация заставляла принимать быстрые и резкие решения. Владимиру Путину, напротив, можно не суетиться. Бессмысленная беспощадность к известному в стране и, главное, в мире человеку, сменившаяся столь же бессмысленным по форме отходом на заранее не подготовленные позиции, явно не добавят популярности второму президенту России. Рисковать народной поддержкой иногда не просто можно, но и необходимо. Только надо, чтобы повод для такого риска был подходящим.