СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Внедряйте стратегию, но будьте бдительны


Российские руководители часто сталкиваются с проблемой неработающей стратегии. Где кроются опасности на пути внедряющих стратегию и можно ли их обойти? Какие факторы могут помешать вам добиться успеха? 1. Вы уверены в своем лидерстве и в том, что его не потеряете.

В мире конкуренции лидирующее положение на рынке относительно, технологии и условия ведения бизнеса постоянно изменяются. Руководитель одной крупной туристической компании как-то сетовал: "В 1994 г. мы стали лидерами в организации выезда туристов за рубеж, но не задумались, почему это произошло. А когда задумались, то было уже поздно. Просто тогда мы закупили новую компьютерную систему и начали подтверждать покупателю тур через один-два дня после обращения, в то время как остальные делали это дня через три-четыре. Тогда мы не вдавались в изучение конкурентных преимуществ. А те, кто этим занимался, нас обогнали и теперь подтверждают тур в течение одного-двух часов". Фактически речь идет о технологиях внедрения изменений, которые позволяют отделить победителей от проигравших. Победители постоянно сканируют внешнюю среду и рынки присутствия. 2. Вы не знаете наверняка, что именно нужно вашему потребителю.

Уже недостаточно знать, где купить (произвести) товар и как привезти на склад, а также посадить за компьютеры менеджеров для продажи этого товара. Результаты бизнеса зависят сегодня от покупателя, причем потребностей покупателя подавляющее большинство российских руководителей не знают. По этой самой причине в течение 1998 г. и 1999 г. с российского рынка оптовых продаж фототоваров "ушло" около десяти компаний, которые имели годовой оборот порядка $10 - 30 млн. В выживших компаниях начали определять, кто является основным клиентом.

Как бы хороша ни была ваша стратегия, если вы пытаетесь продать ваш товар или услугу, не интересуясь регулярно, нужен ли он потребителю и какой, то в перспективе стратегия обречена на провал. 3. Вы испытываете привязанность к старым технологиям "от достигнутого".

"Мы подняли объем продаж на 5%. Давайте запланируем 15% ", говорит руководитель, занятый стратегическим планированием...

Почему, зачем? Один из наших клиентов еще до начала работы с нами поставил своим подчиненным задачу: увеличить объем продаж на 70% при обязательном увеличении прибыльности дополнительно не меньше чем на 12%. Был удивлен, когда не получил желаемого. Задал нам вопрос: почему? Помните программу Горбачева "Жилье-2000"? Из той же оперы.

Недостаточно провозгласить цель, важно разработать конкретный план достижения этой цели, в котором обязательно есть детализированные этапы, есть даты и ответственные за результат на каждом этапе. 4. Ваша компания сильно политизирована.

Довольно часто управленческий аппарат представляет собой клубок соперничающих между собой заместителей, постоянно доказывающих друг другу и первому руководителю свою большую значимость и компетентность. Они требуют большего объема полномочий (но не всегда ответственности). Интересы различных групп зачастую несогласованны или не совпадают, и каждая из них двигается в своем направлении.

Стратегическое планирование должно быть ориентировано на сплочение компании в единую команду, коллективность усилий в процессе реализации стратегии. 5. Вы ориентируетесь на готовый рецепт.

Стратегия не может быть навязана со стороны, скопирована из умной книги, целиком разработана профессиональным консультантом. Даже в случае работы с консультантами разработка стратегии проводится совместно с теми лицами, которые будут нести ответственность за ее реализацию. Только вы как руководитель в состоянии решить, устраивает ли вас поставленная цель, применима ли для вас конкретная стратегия. Ответственность за стратегию поделена быть не может. 6. Вас буквально заела текучка.

В течение дня наваливается столько работы, что некогда заниматься стратегическим планированием. Но система стратегического планирования - мощное оружие борьбы с организационным хаосом.

Конечно, изменение организации означает изменение руководителя. Тот, кто решится внедрять стратегию, должен быть готовым изменить в первую очередь самого себя, свои методы работы, чтобы получить эффект от внедрения системы стратегического планирования.

Кроме того, обязательно нужно сказать, что есть необходимые условия внедрения разработанной стратегии. Эти условия мы рассмотрим в следующей публикации.