Удастся ли Генпрокуратуре добиться изменения принятого Госдумой постановления об амнистии?


Генпрокуратура, мягко говоря, несвоевременно опомнилась, учитывая, что постановление об амнистии было принято почти месяц назад. Оно вступило в силу, и по нему уже освобождено немало людей, в том числе совершившие тяжкие преступления. К тому же амнистия распространяется не только на тех, кто сидит, но и на только заведенные уголовные дела. То есть если преступление совершено раньше постановления об амнистии, то человеку, подпадающему под амнистию, по сути, ничего не грозит. По букве и духу закона этих людей нельзя даже арестовывать. А что касается пересмотра амнистии, то совершенно неясна юридическая сторона этого дела. Очевидно, что нельзя вернуть в тюрьмы тех, кого уже освободили. Но, может быть, еще можно отменить те положения амнистии, которые касаются орденоносцев и заведенных в их отношении уголовных дел. Хотя и здесь юридическая составляющая представляется крайне сомнительной, и не случайно именно об этом спорят сами депутаты, ссылаясь на различные юридические аргументы. Но сам факт того, что через Думу удалось провести такую амнистию, не случаен. Это была двух-, трехходовая интрига. Сначала нужно было внести в список амнистируемых орденоносцев, потому что изначально их там не было, а потом нужно было убрать оговорку "кроме тяжких преступлений". И если первая операция проводилась более или менее гласно (она широко обсуждалась), то подведение лиц, совершивших тяжкие преступления, под амнистию произошло в последний омент. Таким образом, прокуратура и другие ответственные органы, как минимум, это прошляпили.

И это свидетельство высочайшей неэффективности всего их аппарата.

За одно это Устинова можно было бы снять с его должности. А как теперь в прокуратуре будут исправлять ситуацию, непонятно.

Владимир Прибыловский

Весь спор по поводу этого постановления об амнистии идет вокруг лиц, награжденных орденами и медалями, но это всего порядка 400 человек. Кроме того, надо не забывать, что пересмотр амнистии по Конституции запрещен.

И если постановление об амнистии будет в какой-то своей части изменено, это будет явным нарушением Конституции. Сейчас обсуждаются подозрения в том, что кто-то перед принятием внес в текст амнистии какие-то несогласованные исправления, даже служебное расследование началось по этому поводу. На самом деле вопрос о лицах, награжденных едалями и орденами, обсуждался на профильном комитете Госдумы, и там за него проголосовали. А сейчас пытаться отыгрывать назад не совсем корректно. Действительно, среди этих 400 орденоносцев есть несколько рецидивистов, но это порядка 10 человек. Такова объективная ситуация. А Генпрокуратура, пытающаяся сейчас чтото изменить, видимо, просто не читает Конституцию. Она уже так себя проявила, что в любом цивилизованном государстве генпрокурора давно бы уже отправили в отставку. Потому что все это некий юридический запредел.

Юлий Нисневич

В заключении правового управления Госдумы уже указано, что какие-либо изменения текста постановления об амнистии являются нарушением части 1 ст. 54 Конституции и части 1 ст. 10 Уголовного кодекса РФ. Тем не менее этот вопрос поставлен на рассмотрение Госдумы 28 июня. По мнению Генпрокуратуры, в результате амнистии будут освобождены лица, награжденные орденами и медалями, которые совершили особо тяжкие преступления. У еня есть данные управления безопасности ГУИН на этот счет. И согласно этим данным те опасения, которые высказываются в прессе, на мой взгляд, излишне драматизированы. Поскольку из награжденных орденами и осужденных подлежат освобождению не более 50 человек. И 15 - 20 награжденных, подпадающих под амнистию, находятся под следствием. Кроме того, стоит учитывать, что амнистия применяется только в отношении тех, у кого есть соответствующие документы, подтверждающие наличие орденов и медалей. Примерно у половины орденоносцев таких документов нет. А в обращении Генпрокуратуры, направленном в Госдуму, вообще нет конкретных цифр.

И еще один важный момент: если мы будем корректировать и отменять действие нынешней амнистии, тогда мы должны будем отменять и амнистию в отношении чеченских боевиков, и более ранние постановления.

Александр Федулов

Исходя из того, что прямо написано у нас в Конституции, в Уголовном кодексе, постановление об амнистии не может быть пересмотрено в сторону ухудшения. А прецедент у нас был только относительно изменения в сторону улучшения, это касалось продления срока в постановлении об амнистии для чеченских боевиков. Но прямого указания на то, что постановление может быть изменено к худшему, нигде нет.

Максим Трофимов

В принципе, обратной силы не существует. Но Госдума, на мой взгляд, вправе не только изменить, но и отменить акт об амнистии. Да, это действительно будет противоречить Конституции, предполагающей, что нельзя ухудшать положение, но я считаю, что лучше законодателю уметь критически смотреть на себя и исправлять ошибки, чем умалчивать о них. Потому что впоследствии все это вскрывается.

Анатолий Лукьянов