Бедные люди


В среду фильмом, поставленным по мотивам романа основателя секты сайентологов Рона Хаббарда, открылся после реконструкции московский кинотеатр "Прага".

Одна тысяча скотолюдей, скотонабившись в новый скотокинотеатр, просмотрела скотопремьеру фильма Джона Траволты "Поле битвы: Земля". Безобразный слоган, выведенный на приглашении, - "Возьми контроль над реальностью! " - окончательно убеждает, что иначе как скотолюдьми человечество и не назовешь: куда им контролировать реальность, когда они даже русского языка не знают.

В 3000 г. никому не будет дела до открытого - с участием представителей шоу-бизнеса и чиновников Северного административного округа - тысячу лет назад кинотеатра "Прага". Земелька наша будет захвачена сайклосами - представителями инопланетной цивилизации. Сайклосы, и особенно Траволта, начальник службы безопасности, выглядят как нечто среднее между металлистами из группы KiSS и елизаветинскими вельможами. Все они ростом с Дядю Степу высшая раса в прямом и переносном смысле.

Сайклосы - существа тонкой душевной организации, по-макиавеллиански хитрые. Они достаточно либерально настроены по отношению к аборигенам: редко их убивают, разве что придушат слегка, как нагадившую скотинку.

Земля - отвратительная дыра, заштатная золотодобывающая колония; мечта любого нормального сайклоса - подкопить кредиток, уехать на Сайклос (прекрасный инопланетный остров в какой-нибудь Ионической галактике), прикупить там особнячок и зажить себе спокойной жизнью с секретаршей-красавицей чтоб кровь с молоком и чтоб язык вываливался хотя бы на полметра, а иначе чего ж. На Земле, кстати, также живут и остатки людей, которых высокоразвитые сайклосы иногда отлавливают где-то в пампасах; в фильме этих-то кроманьонцев и называют справедливо "скотолюди".

Они дикого вида и нравов, с колтунами в волосах, несут какую-то гайдаевскую околесицу про демонов, жрут крыс и скачут на белых клячах, подобные Леониду Куравлеву в фильме "Витя Глушаков, друг апачей"; сцена, когда один из скотолюдей заходит в разрушенную библиотеку Конгресса и обнаруживает там Декларацию независимости, - явное издевательство над их былым величием. Заморыши - Земля была завоевана за девять минут.

Антитеза культура - варварство реализуется здесь довольно необычно: носителями культуры выступают инопланетные сайклосы, а варвары - наши. Презрение к человечеству беспрецедентное. Сайклосы учатся в академиях, ухаживают за собой, культурно отдыхают, потребляют алкогольные напитки, ведут тары-бары-растабары, немножко философствуют ровно столько, сколько может себе позволить образованный офицер. Такие вполне себе "Дни Турбиных" 3000 г..Сюжет "Поля битвы: Земля" в общих чертах идентичен "Белой гвардии": варвары захватывают высшую расу.

Лучшие сцены в фильме - с участием двух шутов, напоминающих пару из "Криминального чтива": только на этот раз вместо Сэмюэля Джексона другой негр, Форрест Уайтэкер ("Песпризрак"). Оба, Траволта и Уайтэкер, здоровенные, в цветных линзах, с двумя рядами гнилых зубов - космические либертены, вынужденные прозябать на жалкой планетенке, укрощая скотолюдей. Им и сочувствуешь; восставшему человечеству - нисколько. "Поле битвы" - исполненный печоринского презрения к человечеству фильм. Не зря скотолюди сайклосов называют демонами: демон - в том смысле, в котором его понимали романтики, - высшее мыслящее существо, которое слишком много знает, чтобы унижаться до людских страстишек.

Два часа льющегося с экрана презрения тяжело. Скоточеловек, выведи меня отсюда! Выбираясь из праговской стекляшки, поневоле смотришь на утомленных двухчасовым бредом зрителей с известным омерзением: униженные и оскорбленные, истерически похохатывающие, скотолюди - скотопресса, скотопредставители шоу-бизнеса, скотожители Северного административного округа - выползают из кинотеатра и из последних сил пытаются взять контроль. Тщетно.