Как дальше пойдет федеративная реформа после отклонения губернаторами закона о формировании Совета Федерации?


Не похоже, что намечается какой-то компромисс с губернаторами. Более вероятно в такой ситуации, что все-таки попытаются преодолеть вето. Для этого есть две причины. Вопервых, есть объективный показатель: законопроект набрал больше 300 голосов при голосовании в Думе. И во-вторых, не привык еще нынешний Кремль идти на компромиссы. Но и в случае с преодолением вето тоже понадобятся определенный переговорный процесс и уступки фракциям. Другое дело, что уступки нужны небольшие, почти чисто символические. Тем не менее это первая проверка способности Кремля именно договариваться, а не навязывать.

Борис Макаренко

Конституция предусматривает только два возможных варианта. Государственная дума либо соглашается с Советом Федерации, вносит предложение о создании согласительной комиссии и направляет его в Совфед, либо не соглашается с Совфедом, принимает закон в ранее утвержденной редакции и направляет его на подпись президенту. Я бы не стал сводить это все в политическую плоскость. Здесь позиция СФ была заявлена достаточно принципиально - и в первую очередь в связи с грубым нарушением регламента Госдумы при рассмотрении закона. Нельзя, чтобы, когда в зале 160 человек, на табло высвечивалось 308 голосов в поддержку. Тем более что эти факты документально зафиксированы самими депутатами.

Николай Хованский

Конституция и регламент сейчас допускают два варианта действий. Вариант первый создавать согласительную комиссию, а вариант второй - преодолевать вето и набирать 300 голосов. По первому варианту есть одна проблема: хотя при создании согласительной комиссии допускается инициатива Госдумы, но вообще всегда происходило так, что такое предложение делал Совет Федерации. На этот раз он его не высказал. Совфед закон просто выкинул, не сказав, что ему не нравится. И если все-таки двигаться по траектории создания согласительной комиссии, то надо учитывать, что традиционные сроки ее работы - месяцы.

А если двигаться по пути преодоления вето, возникает риск не набрать 300 голосов. Что решат в администрации президента на этот счет - пока неизвестно, они тоже оценивают все риски. Что же касается политической стороны дела, то здесь, на мой взгляд, вызов президенту и Думе бросил как раз Совет Федерации.

Рассматриваемый закон полностью соответствует Конституции. Но меня насторожили отдельные выступления сенаторов - это был по-настоящему наглый вызов. То, что региональная элита может сплотиться против президента и Думы, - это реально. И как это ни парадоксально, Дума сейчас становится арбитром в споре Совфеда и Кремля.

Борис Надеждин