ВЛАСТЬ ПРОТИВ БИЗНЕСА : Равноудаленный


Общество теряется в догадках, что является причиной нынешних нападок власти на бизнес.

Все кампании "ельцинского периода" по примерному наказанию отдельных олигархов и более скромных бизнесменов имели очевидных всем заказчиков.

Их связи с исполнителями "наезда" тоже были чисты и прозрачны. Нынешнее же буйство правоохранительных органов почти бессистемно.

Конечно, и сейчас в каждом конкретном случае очевидны "заинтересованные лица", которых можно заподозрить в атаке на конкурентов. Так было и при Ельцине во время "банковских войн", "наездов по полной программе" и прочих мерзостей эпохи первоначального накопления.

Очевидно, что у наездов на "Медиа-Мост", "Интеррос" и "ЛУКОЙЛ" разные заказчики, даже если таковые действительно имеются. Пугает то, что предполагаемые "заинтересованные лица" никак не связаны между собой. Очевидно также, что жертвы полицейских и прокурорских акций обладают весьма скромным политическим влиянием. Видимой причины втаптывать их в грязь у власти, которая заявила об "очищении от паразитирующих олигархов", нет.

Эти олигархи - уже не олигархи и на власти не паразитируют. Их пытаются наказать за грехи прошлого. Пугает то, что эти грехи были у всех без исключения крупных бизнесменов. Впрочем, о глобальной чистке речь пока, кажется, не идет.

Бессистемность карательных операций против бизнесменов, похоже, объясняется слабостью власти, а вовсе не ее усилением.

Во времена Ельцина накал всех самых грязных кампаний регулировался Кремлем. Президент и его администрация, которых только ленивый не пинал за "предвзятость" в разборках между олигархами, все же осуществляли некое подобие арбитража. В Кремле присуждались победы и фиксировались поражения в "банковских войнах". Кремлевские арбитры растаскивали вошедших в клинч соперников по углам и выносили им предупреждения за удар ниже пояса. В этом арбитраже и состояла российская политическая система при Ельцине. Теперь единого "судейского" центра, пусть даже и не очень честного и объективного, в России нет.

Само по себе закрытие "кремлевского ринга", на котором противники вываливали друг друга в грязи, можно было бы признать положительным явлением. Но при этом не была создана никакая другая система, которая могла бы контролировать хотя бы ту же самую "равноудаленность" олигархов от власти, о которой любит говорить Владимир Путин. Президент при этом действительно "равноудалился" от всех бизнесменов. Но вот другие чиновники и власть в целом, судя по последним событиям, этого не сделали.

Владимир Путин, который всячески показывает отсутствие связей с бизнесом, не вмешивается в дела прокуратуры и налоговых полицейских. В результате от этой "удаленности" президента страдают не только компании, менеджеры и владельцы которых действительно совершали в прошлом противоправные действия, но и российский бизнес в целом. Имидж нашей экономики, где вор на воре и вором погоняет, где "органы" совершают "профилактические" посадки бизнесменов, не может способствовать уважению к закону и привлечению иностранных инвестиций. А на законопослушании и инвестициях, кстати, строится вся программа правительства. При этом в нашем экономическом заповеднике, не пуганном прямыми иностранными инвестициями, конкуренция приобретает еще более уродливые черты, чем это было при Ельцине.