20 дней на раздумье


Министерство финансов РФ предложило членам Лондонского клуба обменять старые долговые обязательства России на новые российские еврооблигации. Начало обмена затянулось почти на пять месяцев - именно столько прошло с момента достижения принципиальной договоренности о реструктуризации. Однако на финише Минфин не намерен медлить: на принятие окончательного решения инвесторам отпущено 20 дней, а техническую сторону сделки планируется завершить к 25 августа.

Долг Лондонскому клубу состоит из $22,2 млрд в виде бумаг PRIN (основной долг) со сроками погашения в 2002 - 2020 гг., $6,8 млн в виде бумаг IAN (процентные платежи) со сроками погашения в 2007 - 2015 гг., а также из просроченных платежей по обоим видам бумаг в размере $2,8 млрд. В ходе обмена этих бумаг на новые еврооблигации со сроком погашения до 2030 г. будет списано 37,5% от основной суммы долга и 33% - по процентным платежам. Просроченные процентные платежи будут обмениваться на 10-летние еврооблигации без списания. Предложение по обмену действительно до 11 августа 2000 г. Сама операция закончится через 10 рабочих дней после указанного срока, т. е. 25 августа.

Первоначально правительство планировало начать обмен в конце марта - именно 31 марта датируется выпуск новых еврооблигаций. Однако по ряду технических и политических причин Минфин был вынужден задержать его на несколько месяцев..

Теперь правительство уверено, что инвесторам вполне хватит 20 дней, чтобы принять решение о том, меняться или не меняться с Минфином. Тем более что, по утверждению и правительства, и представителей западных банков, большинство кредиторов уже согласно на обмен.

"Мы вели консультации и с западными кредиторами, и с нашими консультантами, и считаем: 20 дней - вполне достаточно. Тем более что это не тот случай, когда сделка является какой-то неожиданностью для рынка", - сказал "Ведомостям" источник в правительстве.

При этом, если на обмен согласятся держатели долгов на сумму менее $25 млрд, Минфин имеет право отказаться от сделки. Однако вероятность того, что сделка сорвется, ничтожно мала.

Ее срыв не выгоден ни правительству, ни кредиторам. Государство от этой сделки сможет сэкономить, по расчетам специалистов Счетной палаты, почти $15 млрд - такую сумму составляет разница между $58,24 млрд, которые надо было бы заплатить Лондонскому клубу по оригинальному графику, и $43,27, которые Россия заплатит после реструктуризации.

Кроме того, удачное завершение обмена позволит правительству рассчитывать на повышение суверенного рейтинга.

Инвесторы, несмотря на формальные потери, также не остались внакладе. Если бы они не согласились на реструктуризацию, они все равно бы не получили своих денег в полном объеме. Стоимость этих долгов на рынке была ничтожна, и рано или поздно их пришлось бы списывать в потери. После достижения договоренности стоимость долгов России Лондонскому клубу возросла в два раза - с 16% %до 32% от номинала, что сделало PRIN и IAN самыми привлекательными долговыми инструментами на развивающихся рынках в 2000 г.

Кроме того, после обмена кредиторы получают рыночный инструмент с хорошей рыночной стоимостью и высокой степенью юридической защищенности.

Парижский клуб кредиторов, которому Россия должна $42 млрд и переговоры с которым начнутся осенью, в таких вещах не заинтересован. В отличие от Лондонского клуба, который объединяет коммерческие организации, Парижский объединяет правительства, которым, по большому счету, все равно, сколько стоят их долги на рынке. Их больше интересуют политические факторы, которые для России складываются не самым лучшим образом. В частности, Германия, на которую приходится половина долга Парижскому клубу, продолжает упорствовать в своем нежелании идти на прощение российских долгов.

Однако, по информации японской деловой газеты "Майнити Симбун", в коммюнике по итогам саммита "большой восьмерки" на Окинаве будет содержаться пункт, рекомендующий Парижскому клубу реструктурировать российский долг. Прямых призывов к списанию там содержаться не будет. Однако, по мнению аналитиков Fleming UCB, это все равно является хорошей новостью для России, поскольку с помощью смягчения условий по срокам погашения и процентным ставкам можно добиться такого уменьшения наличных долговых платежей, которое не будет уступать формальному списанию.