"Автотор" наехал


Компания "Автотор" начала ценовую атаку на еще не появившиеся на российском рынке автомобили отечественной сборки. Она создает конкурентов для двух моделей - Ford Focus и новой "Нивы" ВАЗ-2123. Но на долгую борьбу с автомобильными гигантами у "Автотора" сил не хватит.

Пока Ford отсеивает российских производителей комплектующих для своего будущего завода в Ленинградской области, а General Motors осторожно следит за скандалами вокруг "АвтоВАЗа" - своего потенциального партнера по совместному производству "Нивы" нового поколения, - ситуация на автомобильном рынке может существенно измениться. "Автотор" намерен снизить до предела цену на свой внедорожник Kia Sportage и наладить к осени калининградскую сборку автомобиля Kia Rio, который называют корейским Focus.Rio внешне и внутренне напоминает знаменитого "американца", но сильно отличается по цене и способен отбить часть российских клиентов у Ford.

По словам Александра Новикова, коммерческого директора компании "Автотор", автомобиль Kia Sportage калининградской сборки в базовой комплектации с 1 июля 2000 г. подешевел на $1700 (до $14 500). Его цена будет снижаться и в дальнейшем. Минимальный предел Новиков не называет, но признается, что целью ценовой атаки является перспективная модель "АвтоВАЗа" - "Нива" нового поколения ВАЗ-2123, которая по планам волжского автозавода будет производиться совместно с General Motors. Первоначально цена на будущий российско-американский автомобиль устанавливалась в пределах $10 000. Сейчас, по словам Владимира Арцыкова, руководителя пресс-центра "АвтоВАЗа", цену новой "Нивы" и время начала ее серийного производства назвать трудно. По словам источника, близкого к переговорам по этому проекту, в бизнес-плане указана цена "Нивы" в $7000. "Проект не закрыт, - сказал он, - и, вполне возможно, к концу этого года с ним все будет полностью определено".

На запуск новой "Нивы" заводу необходимо $350 млн, а взять их кроме как у GM неоткуда.

"Новая "Нива" является основой для целого модельного ряда, - говорит источник, - и конкурировать с полноценным производством "Автотор" неспособен". По его словам, локальная сборка 1000 - 2000 автомобилей не дает значительного снижения себестоимости: "Они не смогут найти в России поставщиков мелких партий комплектующих, а значит, и не смогут долго продолжать свою ценовую атаку".

Но проблемы с комплектующими ожидают и новые автосборочные проекты. Оксана Хартанюк, помощник главы представительства Ford в России, подтвердила факт проведения периодических консультаций между инженерами FIAT, Renault, General Motors и Ford. "Объем комплектующих, требующийся нашему предприятию в Ленинградской области, пока еще очень мал", - сказала Хартанюк.

Интересно, что с трудностями с комплектующими для своей новой "Нивы" столкнулся и "АвтоВАЗ". Именно по этой причине опытно-промышленное производство автомобиля отстает от графика. В 2000 г., к примеру, планировалось произвести 1500 ВАЗ-2123, но сейчас задание пересмотрено, и на заводе рассчитывают собрать в лучшем случае 1000 автомобилей, что вполне сравнимо с производственными планами калининградцев.

Пока в Тольятти ждут "добро" на совместное производство "Нивы" от General Motors, "Автотор", по словам его исполнительного технического директора Дмитрия Мартиди, закупил в Европе подержанные цеха кузовной сварки и окраски (стоимость оборудования Мартиди назвать отказался), которые будут смонтированы к началу будущего года. Более глубокая локализация процесса производства, по мнению Мартиди, позволит удешевить новоявленного конкурента новой "Нивы" - Kia Sportage - до уровня $11 000 - 12 000.

В 1999 г. "Автотор" произвел 1600 автомобилей марки Kia, около 25% из которых пришлось на внедорожник Kia Sportage. В этом году калининградское предприятие "Автотора" собирает 170 - 180 машин ежемесячно, в основном это Clarus (порядка 80 машин) и Sportage (70).

Каждый месяц этого года по заказу BMW предприятие производит около 100 машин пятой модели BMW. В 2000 г. здесь началось производство и BMW седьмой серии, что контракт "Автотора" и BMW изначально не предусматривал. По словам Мартиди, 32 "семерки" уже приобрело российское правительство ("Автотор" получил от BMW разрешение на реализацию автомобилей корпоративным клиентам).

Сейчас на "Автоторе" готовятся к опытной сборке "корейского Focus" - малолитражки Kia Rio. Цена на этот автомобиль еще не определена. По словам Алексея Махова, исполнительного директора компании "Квик-Авто" (официальный дилер Kia в России), небольшая партия Kia Rio уже ввезена в Россию и продается ниже $10 000 за шт. (Ford Focus российского производства будет стоить $13 000 - 15 000). "У "Автотора" есть все возможности для увеличения объемов продаж корейских машин, - считает Махов. - Наших клиентов "выбило" кризисом, но сейчас они быстро восстанавливаются".

Впрочем, один из продавцов корейских автомобилей в России, попросивший не упоминать его имени в печати, считает, что Kia Rio не сможет стать конкурентом Focus - россияне предпочтут более дорогой, но более качественный продукт. Тем не менее он полагает, что "подсолить" проекты Ford и General Motors в России "Автотор" вполне способен". "Будут быстрее двигаться", - говорит он.

Что касается ценовых инициатив "Автотора", то, по словам импортера, они вызваны тем, что штаб-квартира Kia по Восточной Европе собирается лишить "Автотор" эксклюзивного права продажи целого ряда автомобилей Kia в России. "Автотор" же, пытаясь резко поднять продажи своих машин, просто старается таким образом доказать, что нынешняя схема реализации Kia в России эффективнее прямой конкуренции между российскими дилерами.