Деньги в авиапром идут с воздуха


Сбербанк осваивает новую практику кредитования авиапрома. Обжегшись на выдаче денег авиастроительным заводам, банк теперь предпочитает ссужать средства авиаперевозчикам. Вчера Сбербанк подписал договор о крупном кредите на покупку нового самолета с новосибирской авиакомпанией "Сибирь".

Инвестиционный кредит в $15,8 млн на срок 4,5 года будет направлен на приобретение самолета Ту204 производства ульяновского завода "Авиастар". В залог "Сибирь" передает банку 50% +10 акций, а также сам самолет и два двигателя ПС90.

Условия кредитования гендиректор "Сибири" Владислав Филев назвал, полушутя, "жесткими, даже драконовскими, но выполнимыми". По словам зампредседателя правления Сбербанка Аллы Алешкиной, платежи по основной сумме кредита авиакомпания начнет осенью 2001 г. Представители Сбербанка отказались уточнить величину процентной ставки по кредиту.

Как уверяют представители банка, заложенные акции и имущество "Сибири" перейдут в собственность залогодержателя лишь в том случае, если компания не сможет погасить кредит по истечении всего его срока. "Вопрос "как возвращать" не стоит: эта сумма не является критичной", - уверяют в "Сибири". Новый самолет планируется поставить на наиболее прибыльные зарубежные маршруты "Сибири". Несмотря на то что авиакомпания по итогам 1999 г. понесла убыток в размере 32,8 млн руб., Филев уверен в том, что кредит будет возвращен своевременно, поскольку "cash flow у компании положительный". По итогам 2000 г., как прогнозируют в "Сибири", оборот компании составит не менее $100 млн.

У Сбербанка уже есть опыт кредитования закупок отечественной авиатехники российскими авиакомпаниями: в прошлом году компания "Волга-Днепр" получила кредит на достройку двух Ан-124100 "Руслан" на том же "Авиастаре". В Сбербанке этот проект называют успешным. А вот на финансировании авиапрома напрямую, через кредитование заводов, Сбербанк обжегся еще в середине 90-х. Тогда банк выдал два рублевых кредита Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу - воронежцы их так и не погасили.

Нынешняя схема выглядит гораздо более безопасной для кредитора. В отличие от любого гражданского авиазавода "Сибирь", несмотря на балансовый убыток, - стабильная компания, не первый год входящая в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. К тому же между "Сибирью" и Сбербанком давно сложились доверительные отношения.

Еще до августа 1998 г. компания перевела свои расчеты с агентами по продаже перевозок в корреспондентскую сеть филиалов Сбербанка; тогда же были достигнуты первые договоренности о кредитах Сбербанка на обновление парка "Сибири".