Тараканы в желе


Джон Франкенхаймер попытался снять классический film noir - с роковой красоткой, сильными страстями и свивающейся кольцами, кусающей себя за хвост интригой. Только кровавый мордобой напоминает о том, что действие происходит в наше время. В перерывах между драками персонажи, изъясняясь в стиле Чандлера, пытаются растолковать публике подоплеку происходящего на экране.

Дело в том, что главный герой (Бен Аффлек), отсидевший срок за автоугон, выйдя из тюрьмы, выдает себя за погибшего сокамерника Ника, чтобы завязать отношения с его подругой по переписке. Девушка оказывается сестрой бандита. Бандит хочет с помощью мнимого Ника ограбить казино.

Тут герой идет на попятный, и на протяжении получаса зрители наслаждаются диалогами типа "Ты Ник! " - "Нет, я не Ник! ".

В промежутках между репликами подставного Ника аккуратно избивают - кулаком, сапогом, пистолетом. Потом его слегка притапливают в проруби, потом приковывают в машине, а машину поджигают. После пыток бесконечный диалог слегка меняет тональность: "Так ты не Ник? " "Ладно, я Ник". Что ж, назвался Ником - доставай баксы.

Как и полагается в film noir, Аффлека еще десять раз подставят и двадцать раз кинут, но в конце концов он выкрутится, облегченно вздохнет и распихает неправедно заработанный куш в почтовые ящики местных жителей.

Смотреть "Азартные игры" нелегко, потому что все повороты сюжета не показаны, а рассказаны. Подоплека событий чрезвычайно сложна и требует все новых уточнений. Грозно тряся оружием, бандиты шумно и долго выясняют, кто есть кто, кто все это начал и кто за это заплатит.

Ясно одно: за провал "Азартных игр" заплатит не Франкенхаймер. Упаси бог. Создатель культового "Ронина" выше критики. Ответственным за все пресса назначила молодого сценариста Эрена Крюгера, сочинившего до этого параноидально страшную "Дорогу на Арлингтон" и гомерически смешной "Крик-3". Крюгера обругали за вялый ритм, затянутую историю и запутанность событий при полном отсутствии мотивировок. Никто уже не умилялся его синефильским затеям.

Хотя бунт в тюрьме, например, является прямой цитатой из "Броненосца "Потемкина", только роль Вакулинчука играет здоровенный негр, а роль червей в мясе - тараканы в желе. Из старого независимого фильма с таким же названием Крюгер позаимствовал балахоны и бороды СантаКлаусов: налет на казино происходит на Рождество и банда маскируется под Дедов Морозов.

Красные колпаки и снежнобелые бороды придают приятный сюрреалистический колорит фильму Франкенхаймера. В какой-то момент от нагромождения несуразностей и зверских гримас становится просто смешно. Пожалуй, из "Азартных игр" могла бы получиться чудесная пародия на черный фильм. Но в нынешнем своем виде это просто ток-шоу, в котором очень много разговоров, а шоу нет совсем.