Цветы запоздалые


Духовное управление буддистов, Гильдия киноактеров, Детский благотворительный фонд "Хоккей" и Национальная организация возрождения Ингушетии - список учредителей движения Геннадия Селезнева "Россия" производит на редкость комичное впечатление.

Возможно, вся эта затея с созданием игрушечной партии спикера Госдумы не стоила бы фельетона, если б не одно любопытное обстоятельство - партийным строительством занимается советник Селезнева философ-неоевразиец Александр Дугин, а в партию по его призыву спешат записаться знатоки оккультных наук, спириты и "сатанокоммунисты".

Появление чародеев из эзотерических святилищ в скучных залах партийных собраний объясняется их верой в миссию Владимира Путина. Лидер неоевразийцев многозначительно указывает на то, что "Путин был назначен и. о. президента в день, указанный Нострадамусом как приход великого короля Ужаса". "Создается солярный трансцендентный метаКГБ с кожаными крыльями древних летучих зверей, с биноклем и тростью, с ядовитым перстнем и заводной бомбой" - еще одна роскошная цитата из партийной переписки. Считая, что "деполитизация власти в России открывает необозримые возможности для самой рискованной и дерзкой геополитической игры", советник Селезнева предлагает "путем тончайшей теургической операции извлечь знак Путина из его политико-психологической конкретики".

Разумеется, в этом метафорическом цветнике рационального не больше, чем в воспетой кумиром неоевразийцев Лотреамоном встрече зонтика и швейной машинки на анатомическом столе.

То, что твердолобый либеральный дискурс вынуждает называть экстремизмом, есть всего лишь хэппенинг, к политике и идеологии никакого отношения не имеющий. Воображаемое противостояние "атлантистов" и "Арктогеи" строится по правилам компьютерной игры или фантастического кинобоевика вроде "Матрицы".

Достаточно изучить список гипотетических партнеров России, пригодных для осуществления "геополитических маневров": Ирак, Германия, Италия, Югославия, Франция, Израиль... Перечень этот, похожий на образчик автоматического письма сюрреалистов, таков, что в нем вполне могли бы поместиться Афганистан, Босния и Атлантида.

По мнению Дугина, "вся ельцинская политическая парадигма - и властная, и оппозиционная стремительно уходит в небытие", а Зюганов и Гусинский - политики прошлого. Но если это так, то обречена и парадигма "Арктогеи": предложенный на роль ее проводника партфункционер Геннадий Селезнев менее всего походит на политика будущего.

Золотой век "духовной оппозиции" совпал с периодом утверждения системы Ельцина и завершился в октябре 1993 г. Теперь же идеологам неудавшегося бунта остается жить ностальгией по эпохе, когда свежий номер "Элементов" или газеты "День" обсуждали не только в сквотах, но и в буржуазных салонах.

Пикантно, что в центре этого карнавала поклонников барона Унгерна оказался скучнейший и добропорядочнейший Геннадий Селезнев. Кажется, почтенный спикер выступает в роли "фармацевта" - толстосума, которого изобретательная богема завлекла в свою "Бродячую собаку" или "Привал комедиантов" и теперь ловко раскручивает. Хотя нет и ничего дурного в том, что самолюбие новоиспеченного лидера диванной партии тешит роль покровителя искусств.