Корея откажется от ракет


ПХЕНЬЯН - Визит президента России в Корейскую НародноДемократическую Республику окончился большим прорывом. Великий вождь корейского народа Ким Чен Ир фактически пообещал Путину отказаться от планов по созданию ядерного и ракетного оружия.

Путин, в свою очередь, выразил готовность возобновить экономическое сотрудничество с Северной Кореей.

На летном поле аэродрома "Сунан" президентский Ил-96 встречала огромная толпа корейских трудящихся с красными флагами. Когда самолет подрулил к площадке, люди взвыли. Они кричали так, что шум почти заглушал гул турбин. Но их возбудил не Путин (дверь самолета еще была глухо задраена) - к самолету приближался Ким Чен Ир.

Корейский вождь появляется на публике редко и обычно внезапно.

Впрочем, Путина корейцы встретили с не меньшим энтузиазмом.

Несмотря на то что из аэропорта в город он ехал уже без Ким Чен Ира, на всем почти 20-километровом пути его приветствовали ликующие люди. По оценкам Андрея Илларионова, экономического советника Путина, их было около полумиллиона, по оценкам членов корейской делегации - миллион. Население Пхеньяна составляет около 1,5 млн человек.

Впрочем, Путин мог порадоваться не только теплому приему.

По его словам, результаты переговоров с Ким Чен Иром оказались "крайне результативными". Лидеры России и КНДР подписали по их итогам совместную декларацию, "беспрецедентную", как утверждают российские дипломаты. В ней, в частности, зафиксировано, что ракетная программа Северной Кореи носит исключительно мирный характер, подтверждается приверженность этой страны международным договорам о нераспространении ядерного оружия. Последний факт вызывает большие сомнения: многие эксперты считают, что в Северной Корее атомная бомба уже создана или будет создана в самое ближайшее время. США рассматривают корейскую ядерную угрозу как одну из основных причин для развертывания в одностороннем порядке национальной системы противоракетной обороны. (Против чего активно выступает нынешнее руководство России.) В ходе встречи Путина и Ким Чен Ира, продолжавшейся два с лишним часа вместо одного запланированного, эта тема, по словам Путина, "обсуждалась подробно и открыто". Из его слов следует, что лидер КНДР выразил готовность отказаться от строительства собственных ракет. "Северная Корея вообще готова использовать ракетную технику других государств для мирного исследования космоса", сказал Путин на встрече с журналистами. Помочь в этом Северной Корее должна не только Россия.

"Если [другие государства]чувствуют, что им угрожают, то им тоже надо над этим подумать", - сказал Путин. Даже если вчерашние договоренности останутся лишь на бумаге, Путин сможет более аргументированно убеждать западных лидеров в неприемлемости создания американской ПРО.

Другой ключевой темой на переговорах с Ким Чен Иром стала "экономическая составляющая", которая, по словам Путина, обсуждалась "в конкретном контексте".

"В Корее многое было построено при содействии СССР, - сказал он. - Это огромное поле действия для будущего экономического сотрудничества". Как сообщил "Ведомостям" министр образования Владимир Филиппов, возглавляющий российско-северокорейскую межправительственную комиссию, СССР не достроил в Корее около 70 предприятий. Их судьба осложняет переговоры по проблеме долга КНДР России, которым также занимается комиссия Филиппова. Вместе с пенями и штрафами он составляет 3,2 млрд инвалютных рублей, которые российская сторона хочет пересчитывать по курсу 1990. 0,9 доллара за инвалютный рубль (т. е. корейский долг составит $2,88 млрд). Корейская сторона настаивает на его списании, ссылаясь в том числе и на то, что понесла большие убытки, лишившись советского сырья. Сумма долга до сих пор не урегулирована, и Филиппов надеется, что его комиссии удастся сделать это до конца года.

Впрочем, по словам Путина, у России есть и новые перспективные проекты для сотрудничества с КНДР - в частности, восстановление железной дороги, идущей через Корейский полуостров. Впрочем, для того чтобы эта ветка железной дороги заработала, необходимо открыть границу между двумя Кореями. Не исключено, что это произойдет только после того, как в КНДР сменится государственный строй.