Меховая защита


"Шубу надо готовить летом", - скажут себе в этом году те, кто недальновидно отложил эту покупку до осени. Некоторые торговые компании уже повысили цены на изделия из хорошего меха на 30 - 40%, а те, кто пока торгует старыми запасами, ожидают подобного повышения с августа-сентября.

Спрос на меха опять растет: азиатские страны оправились от кризиса, зеленые наконец устали поливать владелиц шуб краской из баллончиков, на Западе мода на меха возвращается. В прошлом году продажи меховых изделий в США, к примеру, выросли на 15% (до $1,4 млрд), впервые за последние 10 лет достигнув такого показателя.

Все это вызвало повышение спроса на изделия из натурального меха, а следовательно, выросла и цена на шкурки на аукционах в разных странах, в том числе и в России. В марте этого года на традиционном международном пушном аукционе в Санкт-Петербурге гособъединение "Союзпушнина" продало самую большую партию соболей за всю свою историю. "Союзпушнина" выручила за шкурки соболя, белки и норки $8 млн, при этом по сравнению с прошлым годом цены на белку выросли на 25%, на соболя - на 15 - 30%.

Однако, если повышение цен на беличьи и собольи шкуры отразится лишь на малой части российских потребителей, подорожание норки, которое тоже было отмечено на аукционах в этом году, станет для российского рынка более заметным. Хотя норка не самый подходящий мех для защиты от холода, в России он остается самым популярным. По данным Московской государственной академии легкой промышленности, специалисты которой проводили исследование рынка меховых изделий Москвы и Подмосковья, изделия из норки предпочитает наибольшее количество потребителей (38%). Более подходящий для суровых климатических условий каракуль находится на 2-м месте (26%).

Однако повышение цен должно коснуться прежде всего дорогих импортных изделий из меха, особенно тех редких оттенков, спрос на которые больше всего поднялся на мировом рынке: голубого, жемчужного, серого. Что касается шуб массового спроса, то здесь цены изменятся не столь существенно, если меховщики перейдут на менее дорогие и модные виды меха, а также на сырье от отечественных производителей.

В связи с этим некоторые представители мехового бизнеса считают, что опасность подорожания шуб и, соответственно, снижения продаж на российском рынке несколько преувеличена. "Есть же меха, которые покупаются на аукционах, а есть - которые покупаются напрямую у производителей", - говорит Виктор Рязанов, коммерческий директор компании "Дубленки на Садовом", владеющей шестью меховыми салонами в разных городах России. К тому же он уверен, что "наши люди все равно будут покупать даже подорожавшие шубы".

"У нас уже с 1 июля на 30 - 40% поднялись цены на все виды мехов, особенно на норку", - говорит Юрий Филиппов, старший менеджер отдела продаж питерской компании "Лена", шьющей шубы на заказ из импортного меха. Владелец московского оптово-розничного магазина "Эль Тападо" Михаил Загряжский предполагает, что цены неизбежно пойдут вверх, но в августе: "Цены на шкурки начали подниматься еще с конца зимы. Но надо учитывать, что у всех продавцов есть еще запас старых шуб, а летом всегда действуют какие-то скидки". По мнению Загряжского, повышение цен просто заставит перейти какоето количество клиентов от более дорогого меха к более дешевому: "Если женщина мечтала о голубой норке, а норка подорожает на 40 - 50%, то она купит что-то другое".

Что будет происходить с ценами российских зверосовхозов, пока не совсем ясно.

Многие из них придерживают шкурки до наступления сезона. "Пока трудно сказать, какие цены будут осенью", - говорит Александр Коваленко, главный зоотехник племзверосовхоза "Салтыковский".