Политика в космосе


Американские авиакосмические компании на этой неделе обнаружили, что убедить собственное правительство ограничить деятельность российских ракетчиков гораздо легче, чем добиться отмены этих ограничений. Когда экономические аргументы против полноценного сотрудничества с Россией утратили актуальность, Вашингтон переключился на политические.

Во вторник официальный представитель Белого дома Дэвид Стокуэл заявил "ИТАР-ТАСС", что решение об отмене квот на использование российских ракет для вывода на орбиту американских спутников пока не принято и будет зависеть от того, "насколько успешными окажутся действия России по прекращению распространения технологий создания баллистических ракет".

Один из сотрудников International Launch Services (ILS), представляющих Lockheed Martin, пояснил "Ведомостям": "Авиакосмические компании несут огромные убытки от нежелания правительства США разрешить более широкое сотрудничество с российскими производителями ракет. Но Госдепартамент США не хочет отказываться от средства политического давления на российское правительство".

Не далее как в пятницу Российское авиационно-космическое агентство ("Росавиакосмос") сообщило, что со следующего года прекратит свое действие двухстороннее торговое соглашение, по которому российские ракетыносители могут выводить на орбиту не более 20 геостационарных спутников за три года. И тут администрация США решила наказать наших производителей ракет за техническое сотрудничество России со странами-изгоями.

Правда, под санкции попали не создатели грозных "Тополей" или С-300, а ГКНПЦ им. Хруничева, выпускающее самые что ни на есть мирные "Протоны".

Соглашение о квотах было подписано в 1994 г. под давлением американских производителей спутников (им принадлежит 85% мирового рынка), опасавшихся демпинга и промышленного шпионажа со стороны России. В 1997 г. соглашение было продлено еще на три года, однако к 2000 г. американцы убедились в том, что россияне не демпингуют (цена запуска ракеты "Протон" - от $50 млн до $125 млн - в среднем всего на 12% ниже, чем у конкурентов, а надежность - выше).

Сейчас Россия занимает примерно четверть мирового рынка коммерческих запусков. Но Lockheed Martin и Boeing эти услуги требовались все больше, и в этом году они перестали требовать продления квот.

У США давно существуют расплывчатые претензии к России по вопросу ее сотрудничества с "опасными" государствами. Госдепартамент подозревает несколько российских институтов в сотрудничестве с Ираном и Северной Кореей. Никаких доказательств своих обвинений американские власти не представили, однако создали институтам проблемы с получением американских грантов.

Раздражение у Госдепа вызвало и то, что Россия выиграла тендер на строительство ядерного реактора в Иране, которому, по мнению властей США, дополнительные источники энергии не требуются.

"Торговое соглашение так и не стало торговым, - говорит начальник пресс-центра "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов. - Конечно, космос всегда был в ведении политиков. Но в этом случае претензии некорректны. Российское космическое агентство никому не передавало технологий изготовления баллистических ракет. Что же касается строительства реактора, то, во-первых, при чем здесь ракетчики, а во-вторых, почему Госдепартамент США не взволновало участие в тендере, например, Франции? От NASA таких абсурдных обвинений не услышишь. Просто чиновники Госдепартамента и конгрессмены США зачастую очень негативно относятся к России".

Директор подразделения Space&Communications российского представительства Boeing Владимир Титов высказался более определенно: "Наша компания намерена продолжать добиваться отмены квот на запуски американских спутников "Протонами". Американские компании считали и будут считать выгодным для себя сотрудничество с российскими ракетчиками".