Соседи по коммуналке


Россия практически признала бесполезность своих попыток прекратить откачку Украиной газа из транзитного трубопровода в Западную Европу. После вчерашних переговоров в Волынском, которые длились семь часов, российский премьер Михаил Касьянов и его украинский партнер Виктор Ющенко договорились о формировании с 2001 г. единого топливного баланса двух стран. Это действительно позволит Москве держать руку на пульсе реального потребления Киевом энергоресурсов, но нисколько не помешает соседям забирать, если надо, газ из трубы.

Дискуссия на подмосковной правительственной даче шла в режиме "двое на двое": помимо Касьянова и Ющенко в разговоре участвовали вице-премьеры по топливно-энергетическому комплексу двух стран Виктор Христенко и Юлия Тимошенко. За девять дней до этого украинский президент Леонид Кучма в интервью немецкому журналу "Шпигель" сказал: "Москва перекачивает ежегодно более 130 млрд куб. м газа через нашу страну на запад. Если 1 млрд будет откачан налево, то это ничто в сравнении с общим количеством". Строго говоря, налево ушло больше: 10 млрд куб. м за прошлый год и 7 млрд куб. м за первую половину текущего. Но в данном контексте красноречивее, чем цифра, говорит отношение первого лица государства к воровству "соседского" сырья.

Российская инициатива по созданию единого топливного баланса нацелена на то, чтобы получить четкую картину потребности Украины в нефтяных, газовых, угольных и ядерных ресурсах. В этом случае, как полагает Христенко, станет ясно, сколько газа на самом деле необходимо соседнему государству для внутренних нужд.

Сейчас при заявленной потребности в 63 млрд куб. м Украина добывает из своих скважин 18 млрд куб. м, получая остальное от "Газпрома" и "Итеры". При этом Киев активно заворачивает часть транзитного газа "на себя" и еще часть умудряется экспортировать в Западную Европу. В мае, когда Владимир Путин посетил Киев, Кучма стыдился этих фактов и говорил о темных силах. Которые наживаются на воровстве и еще обдирают украинский бюджет. Но на вопрос того же "Шпигеля" - кто стоит за воровством и куда исчезает выручка за это - Кучма ответил иначе: "Об этом распорядилось правительство. Газ перепродавался для того, чтобы на выручку разрядить крайне критическую энергетическую ситуацию".

Таким образом, исходя из единого топливного баланса двух стран, может действительно оказаться, что российского газа Украине нужно меньше. Но состояние ее энергетики, бюджета, валютных резервов может быть в любой момент признано руководством страны "критическим".

И "рука" снова потянется к вентилю магистральной трубы.

В Москве, видимо, отдают отчет, что единый топливный баланс - не панацея. "Одна надежда, что такой документ будет утверждаться правительствами двух стран и переведет разговор в цивилизованное русло", сказал "Ведомостям" российский участник переговоров.

Россия так увлеклась идеей единого топливного баланса, что вопрос о задолженности Украины за газ затрагивался вскользь. Касьянов вообще не назвал цифры, а Ющенко заметил, что представленные в ходе переговоров данные "в целом совпадают".

Между тем по протоколу сверки, которую готовили межведомственные комиссии двух стран еще в мае, Украина признала накопленную до 1 января 2000 г. задолженность за газ в сумме $1,4 млрд, а еще 0,4 млрд пеней за просрочку оплаты не признает в качестве долга. Кроме того, в $700 млн оценивается долг Украины за газ, не оплаченный уже в этом году.

И опять российская сторона ушла от конкретики в вопросе погашений текущей задолженности и механизмов реструктуризации ранее накопленного долга. Касьянов лишь сказал о неком "ускоренном" порядке расплаты. "Есть соответствующая договоренность, проблема будет решаться в позитивном плане", - заметил он.

В отличие от российского премьера его визави Ющенко нажимал именно на конкретику. Он говорил о помощи России в строительстве Ровинской и Хмельницкой атомных электростанций. Но, что еще интереснее, лоббировал достройку второй газовой нитки через территорию Украины - трубопровода Торжок Долина. Касьянов пока оговорился тем, что "все вопросы должны решаться в увязке с разработкой общего энергетического баланса".

Если Россия соблазнится идеей "самой короткой трубы в Европу", это будет означать пересмотр стратегии на освобождение от трубопроводной зависимости от Украины. Тогда бессмысленными представляются уже сделанные миллиардные вложения в обходную нитку через Белоруссию и предполагаемые инвестиции в Балтийскую трубопроводную систему.