Смерть на взлете


Блестящий 24-летний послужной список сверхзвукового лайнера Concorde был перечеркнут, когда самолет этой модели, принадлежавший компании Air France, разбился во вторник вскоре после взлета, погубив 109 пассажиров и четырех человек на земле. По свидетельству очевидцев катастрофы, при взлете один из реактивных двигателей самолета был охвачен пламенем.

Трагедия может поставить крест на самой идее пассажирских перелетов на сверхзвуковых реактивных аппаратах: "Конкорд" уже давно снят с производства, а его преемник так и не был создан. Какова бы ни была причина недавней катастрофы, страх, скорее всего, оттолкнет обеспеченных пассажиров, привыкших летать именно на "Конкордах", от этой модели.Air France отменила все рейсы с участием "Конкордов". Однако вчера британский "Конкорд" все-таки совершил плановый рейс в НьюЙорк. После катастрофы акции Air France упали на 3,5%, а акции British Airways - на 2%.

Всего было построено 20 "Конкордов" с четырьмя двигателями.

Шесть из них были фактически опытными образцами, остальные 14 вводились в эксплуатацию с 1976 г. Один самолет был впоследствии разобран на запчасти компанией Air France. Самолеты с дельтовидным крылом могут развивать скорость, вдвое превышающую скорость звука. Сейчас в мире эксплуатируется только 13 машин этой марки.

В США разработки сверхзвуковой модели SST были прекращены в начале 70-х, но в 90-х правительство возобновило исследования. В 1998 г. американские авиакосмические компании пришли к выводу, что создание сверхзвукового самолета сопряжено со слишком серьезными экономическими и экологическими проблемами.

"Конкорды" обслуживаются механиками гораздо более тщательно, чем все другие пассажирские самолеты. Количество налетанных часов у любого из "Конкордов" значительно меньше, чем у среднего дозвукового лайнера с тем же сроком эксплуатации. Всего "Конкорды" совершили 81 000 полетов, до последнего времени не выявивших существенных проблем.

Министр транспорта Франции Жан-Клод Гессо, прибывший на место трагедии вместе с премьером Лионелем Жоспеном, сообщил, что правительство проводит расследование причин катастрофы. "Скорее всего, это была неполадка двигателя, но есть и ряд других версий", заявил Клод Поли, ведущий инженер по "Конкордам" во французском управлении гражданской авиации. Сообщается, что на месте аварии найдены оба "черных ящика" с записями переговоров экипажа и показаний приборов.

Председатель правления Air France Жан-Сириль Спинетта утверждает, что авария никак не связана с трещинами в крыльях "Конкордов", сведения о которых предоставлялись в последние дни компаниями Air France и British Airways, эксплуатирующими 13 сверхзвуковых лайнеров. У разбившегося самолета, как сказал Спинетта, таких трещин не обнаружено. Зато вчера стало известно, что перед вылетом экипаж погибшего самолета потребовал повторной проверки состояния двигателей.

Причина крушения лайнера, следовавшего из аэропорта Шарля де Голля рейсом 4590 в Нью-Йорк, пока не установлена.British Airways выразила убежденность в полной надежности своих "Конкордов".

Между тем, Гессо обратился к французскому управлению гражданской авиации с просьбой отменить все рейсы "Конкордов". (WSJ) ЧТО ТАКОЕ CONCORDE: Concorde был великолепным анахронизмом с самого начала. Более экономичный и дешевый Boeing-747 ("Джамбо") появился тогда же -в начале 1970-х гг. "Боингов" было продано более 1000, а "Конкордов" -всего 14.

Concorde является совместной разработкой British Aerospace и французской Aerospatiale. Покупка каждого самолета обошлась британским налогоплательщикам в $1,5 млрд (в 10 раз дороже, чем "Боинг").

Скорость 2150 км/ч. Дальность полета 6880 км. Длина фюзеляжа 62 м. Полет проходит на высоте 18 км. Путешествие из Лондона в Нью-Йорк занимает меньше 3,5 ч. Билет может стоить от $4000 до $9000, но даже при этом каждый пассажир еще субсидируется на $3000 - 5000.

Concorde - единственная машина времени, доступная невоенному человеку. Вылетев из Хитроу, пассажиры приземляются в Нью-Йорке на 90 мин раньше -по местному времени, конечно.