Тесный эфир


ВАШИНГТОН - Бурное развитие беспроводных коммуникаций вызывает у компаний и регулирующих органов опасения, что эфир может оказаться слишком тесным.

Проблема встала особенно остро в связи с планами развертывания телекоммуникаций третьего поколения, которые должны предоставить пользователям сотовых телефонов и других мобильных устройств возможность получать видеоданные и другую объемную информацию. В понедельник Федеральная комиссия по связи США (FCC) объявила об отсрочке долгожданного аукциона по продаже каналов 60 - 69 в телевизионном диапазоне UHF. Аукцион, который должен был состояться в сентябре, переносится на март будущего года под предлогом необходимости согласования условий продажи.

Однако многие специалисты считают, что причина отсрочки значительно серьезнее. Сейчас выставляемые на аукцион частоты заняты телекомпаниями. Чиновники из FCC изначально полагали, что победители аукциона без труда договорятся с этими компаниями об освобождении занимаемых частот, - при этом процедура передачи диапазонов и размеры затрат нигде не оговаривались. Однако претенденты на лакомые каналы опасаются, что после покупки лицензий им придется еще заплатить телекомпаниям огромный выкуп.

Кроме того, по имеющимся сведениям, FCC приступила к выработке процедуры передачи частот только в июле, а значит, ожидать появления четких правил игры к осени бессмысленно.

Истории с аукционом предшествовала долгая борьба за распределение эфира. В 1996 г. телекомпаниям были выделены дополнительные частоты для организации сетей цифрового вещания. Развитие этих сетей шло медленно из-за слишком высокой себестоимости новой технологии и нежелания потребителей покупать новые дорогие телеприемники, которые к тому же позволяли принимать лишь небольшое число программ.

По мнению Джорджа Деллинджера из аналитического бюро Washington Analysis, США уже значительно отстают от Европы и Японии по темпам развития коммуникационных технологий третьего поколения: в ряде европейских стран уже прошли аукционы по продаже лицензий на использование соответствующих диапазонов, позволившие выручить десятки миллиардов долларов. Отсрочка аукциона FCC только усугубит отставание США. Тем временем чиновники FCC заверяют связистов, что не видят трудностей в вопросе освобождения занимаемых телекомпаниями частот. Как утверждает председатель комиссии Уильям Кеннард, уже существует план мероприятий по повышению эффективности использования эфира, включающих принудительную "субаренду пустующих диапазонов". По мнению Денни Стригла, возглавляющего компанию беспроводной связи Verizon Wireless, потребность компании в частотах в течение 10 лет увеличится более чем в два раза вследствие развития беспроводного доступа к Интернету и систем передачи видеоинформации. Стригл тоже выразил обеспокоенность по поводу отставания США от европейских и азиатских государств в области новейших коммуникационных технологий.

Даже после начала "частотных" аукционов в США у операторов беспроводной связи будет немало проблем. Так, закон не позволяет отбирать у телекомпаний каналы, если хотя бы 85% их вещания приходится на аналоговые программы. И в любом случае телекомпании смогут сохранять занимаемые ими частоты вплоть до 2006 г. Некоторые аналитики предлагают передачу связистам эфирных каналов 14 - 69, используемых сейчас телекомпаниями, которым взамен планируется обеспечить кабельные каналы. Против этого плана возражают члены Национальной ассоциации работников вещания. Они утверждают, что такая мера оставит тысячи зрителей без местных бесплатных телепрограмм.

"Короче говоря, каналов для связистов пока нет, а возможно, и не будет", - считает сотрудник компании Precursor Group Скотт Клеланд. (WSJ)