Верхом на джипе


Алексей Свирков утверждает, что в нем уживаются два человека: один из них - любитель экстремальных видов спорта, для которого нет ничего невозможного, а второй - обычный инженер-строитель, который под влиянием первого отказался от галстука.

От дистрофии к экстриму.

Алексей Свирков, 34-летний директор фирмы "Строй-Трофей" (которая строит бензоколонки и автомойки), убежден, что "главное в жизни - заниматься тем, что нравится". Бизнес - бизнесом, но его всегда привлекал спорт, особенно его экстремальные виды. В школьные годы Алексей подумывал о спортивной карьере, имел 1-й разряд по плаванию, был кандидатом в мастера спорта по гребле на каноэ. Но когда понял, что олимпийским чемпионом ему не быть, решил бросить спорт и поступил в строительный институт.

"Окончив учебу, занялся бизнесом и много лет ничего тяжелее ручки не поднимал, - вспоминает Алексей. - Как-то раз мою машину занесло в кювет, и, выталкивая ее, я надорвался так, что пришлось обращаться к врачу". Диагноз поставили неутешительный: дистрофия мышц брюшной полости. Хирург доверительно сообщил: "Если и дальше собираешься вести такой образ жизни, будешь попадать сюда раз в год". "Я тогда курил по пачке в день, любил выпить", - рассказывает Алексей. Испугавшись будущего, предрекаемого доктором, Свирков решил восстановить спортивную форму по той системе, по которой когда-то их восстанавливал тренер после травм. Купил спортивный костюм, начал бегать по утрам, бросил курить. Однажды жена Алексея показала ему анкету для участия в Camel Trophy. Чтобы стать участником, необходимо было уметь водить машину, плавать, бегать, хорошо знать английский язык. "Я не придал этому особого значения, и тогда жена сама заполнила и отправила эту анкету в оргкомитет ралли", - говорит Алексей. Дальше события развивались стремительно: звонок из оргкомитета, приглашение на отборочные соревнования, экзамен по английскому языку. "Для следующего этапа отборочных соревнований пригласили 32 человека, я оказался 33-м, меня вызвали на случай, если кто-то заболеет, но никто не заболел, - рассказывает Алексей. - Я решил во что бы то ни стало в следующем году дойти до финала и начал серьезно изучать историю Camel Trophy".

В 1980 г. три команды из Западной Германии проехали по Трансамазонскому шоссе - одной из самых длинных трасс в мире. Так было положено начало ралли-рейдам под названием Camel Trophy. Спустя 10 лет пригласили участвовать в ралли Россию. На Дмитровский автомобильный полигон пришла разнарядка выделить двух водителей для участия в ралли. Отправили местного секретаря ВЛКСМ и одного гонщика. Первая российская команда прибыла к месту соревнований в галстуках и с "дипломатами", но уже в 1995 г. заявки на участие в Camel Trophy подали 8500 россиян.

Путь к победе.

Успешно преодолев все отборочные соревнования, Алексей Свирков и Дмитрий Сурин стали участниками Camel Trophy 1996 г. в Калимантане. "Мы выиграли приз за "Специальные задания", оценивающие физические возможности участников, были первыми по сумме мест, вторыми за технику управления автомобилем", - говорит Алексей. Но до 1998 г. главным был приз "За высокий командный дух" (Team Spirit). Победитель выбирался голосованием самих участников экспедиции. То есть каждый участник должен был расставить все команды с 1-го по 20-е место на свое усмотрение. Российская команда оказалась на 18-м месте.

Это было обидно, но, по мнению Алексея, вполне объяснимо: "В такой системе на 1-е место попадает середнячок, а лидеров соревнования противники стараются поставить на последнее, 20-е место".

Алексей считает, что их команде выдержки и взаимопомощи было не занимать. Штурман Дмитрий Сурин во время ралли заболел лихорадкой и несколько дней находился в бессознательном состоянии. В любой момент его могли снять с трассы. Алексей перед стартом приводил штурмана в чувство, чтобы тот смог принять сидячее положение в кабине. "Иногда приходилось ночевать не в спецточках, а разбивать палатки в деревнях, а для того, чтобы Дмитрий никуда не ушел в бреду, приходилось ложиться ему на ноги", - вспоминает Алексей. Впоследствии Международный оргкомитет принял решение считать приз за "Специальные задания" главным призом ралли-рейда. После соревнований.

Участвовать в соревнованиях Camel Trophy можно только один раз. Но, окунувшись в такую жизнь, отказаться от нее трудно. Мировоззрение меняется полностью. Поэтому, когда Алексею предложили стать "маршалом", т. е. заняться судейско-тренерской работой, он согласился. "Это не помешало моей основной работе, скорее наоборот - укрепило мои жизненные позиции, - говорит Алексей. - Чем мне нравится моя посткэмэлтрофическая жизнь? Постоянно необходимо держать себя в форме. Каждый год в категории "Специальные задания" появляются новые виды спорта, так что пришлось овладевать скалолазанием, серфингом и его разновидностью вейкбордом, сноубордом и подводным плаванием с аквалангом". На Camel Trophy-2000 Land Rover отказался поставлять машины для соревнований. Участники пересели с джипов на катера класса Rib, моторы для которых предоставила японская фирма Honda.

Алексей ездил по стране, отбирал претендентов для участия в Camel Trophy, судил отборочные соревнования. На международных отборочных соревнованиях (в том числе в этом году в ЮАР) он тренировал участников. Camel Trophy-2000 стартовал 1 июля на Тонге и финишировал 20 июля на Самоа. В этом году Россию представлял женский экипаж - Татьяна Полякова и Анна Медведева. Они заняли 7-е место, но событие было омрачено несчастным случаем, произошедшим с Анной Медведевой, - ей перебило ногу винтом лодки, и она была эвакуирована. По правилам соревнований, чтобы не сойти с дистанции, можно выбрать напарника из окружения - им стал российский журналист. Но, как оказалось, на этом неприятности не закончились. Camel Trophy перешел от одного владельца к другому, а последний решил больше не устраивать соревнований. "Может быть, причина в необходимости больших финансовых затрат на проведение столь грандиозного события, - предполагает Алексей Свирков, - или в обсуждении Европарламентом косвенной рекламы сигарет". Но он уверен, что сама идея не умрет, вопрос в том, кто даст вторую жизнь Легенде. "После участия в Camel Trophy я очень изменился, почувствовал в себе больше уверенности, поэтому и бизнес пошел в гору. Нельзя жить одной жизнью - погибнешь от рутины, - говорит Алексей. - Сейчас друзья подбивают меня приобрести параплан. Этим видом спорта я еще не овладел".