Наказание за газ


Еврокомиссия может уже в сентябре применить строгие санкции против Франции, Германии и Люксембурга. Дело в том, что эти три страны не укладываются в установленные комиссией сроки либерализации европейского рынка газа.

В соответствии со специальной директивой Еврокомиссии все страны Европейского союза должны до 10 августа обеспечить свободу конкуренции минимум на 20% своих рынков газа. Однако власти Люксембурга вряд ли смогут внести соответствующие поправки в законодательство страны до октября текущего года, а во Франции и Германии изменения произойдут вообще не ранее конца года. Так что, если правительства этих трех стран не предпримут специальных мер для выполнения решения Еврокомиссии, в конце сентября она начнет применять против них санкции.

Интересно, что сегодня Еврокомиссия готова приступить к санкциям против нарушителей гораздо быстрее, чем в начале года. Тогда комиссия начала разбирательство по делу о нарушении Францией установленного срока либерализации рынка электроэнергии, однако с фактического момента нарушения прошло уже около года.

Власти Германии считают, что рынок газа страны уже в достаточной степени открыт для конкуренции после введения нескольких поправок к законодательству. Но специалисты Еврокомиссии указывают на определенные несоответствия своей директиве, в частности в области реструктуризации интегрированных газовых компаний и в отношении условий заключения контрактов.

Во Франции на сегодняшний день принят только проект закона по либерализации как минимум 20% рынка газа. Кроме того, национальная газовая компания Gaz de France опубликовала условия предоставления доступа к своей сети газопроводов. В Люксембурге проект закона о либерализации 51% рынка газа только что поступил в парламент страны. При этом сегодня для конкуренции открыто уже 78% европейского рынка газа.

В случае если дело действительно дойдет до разбирательства, окончательное решение о введении санкций будет вынесено еще не скоро. Сама процедура разбирательства длится около двух лет. Однако представители Еврокомиссии выразили надежду, что политического давления будет достаточно и до разбирательства дело не дойдет. (FT)