Предвыборная борьба - спор о ценностях


Предвыборный съезд республиканской партии проходил в этом году раньше, чем "фестиваль" демократов. Имея право на первый ход, Джордж Буш получил возможность выбора оружия. И выбрал в качестве такового... культуру.

Джордж Буш в предвыборной речи убедительно продемонстрировал понимание того, что политика по своей сути - столкновение культур, дуэль между разными системами ценностей. Буш первым "захватил" темы борьбы с социальным неравенством и искоренения абортов, но одновременно не уступил и традиционно республиканской идеологии индивидуализма. Его соперник-демократ Альберт Гор теперь оказался перед выбором: либо отказаться от этических традиций демократической партии, либо признать себя побежденным. Демократы всегда говорили о "сострадании". Со времен Франклина Рузвельта они тяготели к социализации экономики. Одним из столпов партии были американские профсоюзы. Демократы подчеркнуто придерживались "честной политики" (предлагая при этом собственные определения понятий "честный" и "нечестный") и похвалялись своими высокими моральными принципами.

Республиканская партия противопоставляла коллективизму демократов индивидуалистическую мораль. Это давало демократам повод утверждать, что их противники выражают интересы исключительно "жирных котов" - англо-саксонской протестантской аристократии, презирающей "маленького человека".

Однако и у республиканцев имеются моральные традиции с сильными корнями, опирающиеся не только на среду белых протестантов. Многие историки сходятся во мнении, что именно расцвет индивидуализма обеспечил западной цивилизации огромный созидательный потенциал, позволивший США достичь экономического могущества. Более того, апологеты индивидуализма утверждают, что его истоки можно найти в христианском учении, согласно которому каждый человек - уникальное создание, ответственное лишь перед Богом, а значит, обладающее естественными правами, нарушать которые не позволено никакому правителю. Эта концепция также весьма популярна среди американских избирателей.

Конфликт между индивидуализмом и коллективизмом существовал задолго до Карла Маркса, но марксисты сделали его всемирным. Идеи уравниловки находят огромное число приверженцев. В социалистических странах власти с помощью крайне жестоких мер пытались создать "нового человека", сознательно подчиняющего свои интересы общественным. Но поскольку массовое подавление индивидуалистических инстинктов возможно только в тоталитарном государстве, марксистские режимы повсюду становились социальным бедствием. Они были направлены на подавление и разрушение человеческой личности, а это приводило и к экономическому краху. В Западной Европе и Америке также всегда наблюдалось противостояние двух начал. Но сильные демократические устои и власть закона не давали коллективизму победить. В США он нашел свою нишу в политике, тогда как в предпринимательстве процветает индивидуализм. Но на самом деле эти начала неразделимы.

В деятельности двух ведущих партий тоже не всегда удается выделить ту или иную линию в чистом виде. В речи Буша звучали явные "идеологические" нотки. Демократы даже обвиняют его в использовании их принципов. Теперь на съезде, который состоится в Лос-Анджелесе, им придется искать новые аргументы в непростом споре. Как бы то ни было, они сейчас находятся в позиции защищающихся. (WSJ, 08. 08. 2000) Джордж Меллоун, обозреватель газеты The Wall Street Journal