"Окно в Европу" с видами на "Москву"


В старинном северном граде Выборге, приютившемся неподалеку от хладных финских берегов, где и на камнях растут деревья, решили вновь проветрить российское кинематографическое помещение. И по такому случаю в восьмой раз отворили "Окно в Европу". Фестиваль именует себя пышно, а на самом деле он домашний и уютный, за то и любим многими. Прямое следствие его высокой репутации в нашем киношном мире С второй по значению и масштабам грант, который он получил в этом году из рук Госкино. На исходе миллениума, однако, решили "Окно" обновить. Не то чтобы вставить стеклопакет, но во всяком случае реконструировать. Во-первых, сменили жюри, которое все предыдущие годы оставалось практически неизменным. Исключение сделали только для режиссера Станислава Ростоцкого, семь лет подряд возглавлявшего судейскую бригаду (в свое время на Московском МКФ он отработал в этом качестве пятилетку). Потому что идея преемственности "Окну" дорога и потому что Ростоцкий на фестивале представляет не только себя, классика советского кино, но и город Выборг. Это правда: некоторое время назад обосновавшись в здешних краях, на острове Высоцком, режиссер носит неофициальный титул самого популярного выборжанина и чуть ли не любое его публичное появление сопровождается овацией. Ростоцкий пожелал получить на этот раз заместителя, каковым члены жюри, посовещавшись, избрали Армена Медведева. "Никогда еще свидетелем не приходилось быть", С ухмылялся в "Иване Васильевиче" артист больших и малых академических театров. "Давно не доводилось быть ничьим замом", С мог бы сказать бывший министр кинематографии и нынешний президент Фонда Ролана Быкова. Им двоим, Ростоцкому и Медведеву, компанию составляют Кирилл Лавров, Даниил Гранин, Иван Дыховичный, Александр Миндадзе, Лев Аннинский и другие С всего ровно дюжина мужчин, а степень их разгневанности станет ясна через неделю, когда огласят итоги. Во-вторых, фестиваль изменил регламент. Вернее, решил вернуться к собственной хорошо забытой идее и законодательно ее закрепил. Когда-то "Окно" взяло себе за правило сводить под общей конкурсной крышей игровое, неигровое и анимационное кино. Потом от этого отказались, теперь же пошли на попятный и сказали, что отныне и вовеки будет так: единый и неделимый российский кинематограф под принципиальным и жалостливым судейским взглядом. В конкурсе 11 игровых, 15 неигровых и девять анимационных фильмов С они и станут на равных соревноваться за Гран-при. Есть еще и "Выборгский счет": голосование зрителей и профессионалов, оценивающих все фильмы фестивальной программы С и конкурсные, и "панорамные". Среди последних С хиты небогатого сезона, засвеченные по преимуществу в Сочи. Смирившись с тем, что отечественные сливки снимает "Кинотавр", чье первенство в местной табели о рангах неоспоримо, "Окно" тем не менее стремится украсить свою программу чем-нибудь эксклюзивным. Как правило, это удается. Теперь вот под занавес ждут "Москву" Александра Зельдовича, отобранную в одну из секций Венеции-2000, и, если дело выгорит, Выборг уже сможет говорить об успехе, а "Москва" С рассчитывать на Гран-при. Если же нет, то свято место фаворита готова занять лунгинская "Свадьба", да и темные лошадки имеются. Вроде мелодрамы Ольги Наруцкой "Собственная тень", которую вместе со "Свадьбой" показали вчера, во второй конкурсный день. Открытие же фестиваля состоялось субботним вечером. Церемония прошла по традиционному выборгскому сценарию. Действо началось под окнами гостиницы "Дружба", где по обыкновению поселилось "Окно" и откуда горожане, ведомые отцами фестиваля и его участниками, проследовали к кинотеатру "Выборг", чтобы угоститься "Русским бунтом" Александра Прошкина. Но прежде, еще на площади перед гостиницей, президент фестиваля Савва Кулиш призвал публику почтить память недавно ушедших Виктора Титова и Анатолия Ромашина, стоявшего у истоков фестиваля. А потом на Аллее Славы, каковую два года назад разбили на западный манер перед кинотеатром, возложили цветы на именную плиту Ромашина, под которой хранится отпечаток его руки. После чего торжественно произвели работы по расширению Аллеи: вечно молодая Клара Лучко, дай ей бог здоровья, кокетливо обмакнула ладонь в баночку с водой и оставила след звездной пятерни на цементной поверхности. The show must go on - и жизнь за компанию с ним.