"Курск" лег на дно


Вчера с Северного морского флота пришло известие о крупной аварии, которую потерпела в минувшие выходные атомная подводная лодка "Курск", самая современная субмарина российских военно-морских сил. На подлодке находится команда из 107 человек. Их судьба на момент сдачи номера оставалась неизвестной. Решение о способе спасения экипажа должно было быть принято вчера поздно ночью.

Главком ВМФ Владимир Куроедов вчера вечером сделал неутешительное заявление о том, что, несмотря на все предпринимаемые действия, "шансы на благополучный исход, к сожалению, не очень высоки". Как заявил "Интерфаксу" источник в штабе Северного флота, атомная подлодка "Курск" получила повреждения носа и ходовой рубки и причиной аварии могло быть столкновение с иностранной подлодкой или "неопознанным плавающим объектом". А как сообщил информационным агентствам пожелавший остаться неназванным адмирал-подводник, бедствие с АПЛ "развивалось мгновенно". Этот факт, а также серьезность повреждений на "Курске" могли стать причиной того, что экипаж лодки, судя по всему, не сумел воспользоваться предназначенными для эвакуации так называемыми спасательными капсулами, которые обязательно должны находиться на АПЛ класса "Антей", к которому относится субмарина.

По своим характеристикам "Курск" относится к проекту 949 "А" (класса "Антей", по классификации НАТО "Оскар II"). На "Курске" размещена атомная установка типа ОК-650. Подлодка была построена в 1994 г., а в 1995 г. вошла в боевой состав Северного морского флота. Средний возраст ее эксплуатации составляет восемь лет. Водоизмещение 14 700/23 860 т. Глубина погружения - до 500 м. На борту "Курска" нет ядерного оружия, но находится мощнейший запас вооружений: несколько десятков торпед и 24 крылатые ракеты "Гранит". (Для сравнения: на крупнейшем атомном ракетном крейсере "Петр Великий" крылатых ракет всего 20.) Авария на "Курске" произошла во время проведения в Баренцевом море учений Северного военно-морского флота. В установленное время экипаж лодки не вышел на связь, и о месте нахождения АПЛ ничего не было известно около двух часов. Позже связь с подлодкой все же наладилась, однако всплыть на поверхность моря ей так и не удалось, поэтому было принято решение лечь на грунт на глубине около 100 м. В район бедствия сразу же были брошены лучшие силы Северного морского флота: тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", сторожевой корабль "Легкий" и пять спасательных судов. Туда же прибыли и специалисты петербургского конструкторского бюро "Рубин", которое занималось разработкой этого судна. Руководство спасательной операцией взял на себя командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Связь с лодкой поддерживалась через спасательный аппарат "Колокол". С помощью него осуществлялись подача топлива, кислорода и продув систем подлодки. По сообщению пресс-службы ВМФ, главная энергетическая установка на подлодке была заглушена, однако неизвестно, означает ли это, что были остановлены оба атомных реактора "Курска". Радиационная обстановка в районе бедствия, по заверениям военных, соответствовала норме.

Спасательная операция сильно осложнялась тем, что в районе места аварии проходят мощные подводные течения. В обычных условиях "Курск" мог бы просуществовать в автономном режиме 120 суток. Однако во время аварии главная проблема связана с нехваткой энергии, в результате которой могут начать выходить из строя системы жизнеобеспечения АПЛ. В такой ситуации решающим фактором становится быстрота проведения спасательных операций. Последняя крупная катастрофа на атомной подводной лодке Северного военно-морского флота произошла в 1989 г. Тогда после пожара, случившегося под водой, затонула считавшаяся лучшей по своим техническим характеристикам АПЛ "Комсомолец". В результате трагедии погибло 42 человека, 25 человек удалось спасти.