Мифы об ОРИДе


Попавшие в печать тезисы плана осеннего наступления, разработанного ФЭПом для администрации президента, - замечательный образчик мифологии, созданной интеллектуальной обслугой Кремля. Идеолог ФЭПа некогда определил свой источник вдохновения: американские технологии "оружия информационного доминирования (ОРИД) ". "Я восхищаюсь голливудским драйвом инфоклипов CNN. Для меня не встает вопрос, правда это или нет", - признается Глеб Павловский. Киноприемы пропаганды "точечных ударов" НАТО и предлагается "привить к советскому дичку". Отобранные у олигархов НТВ и ОРТ нужны администрации и ФЭПу для создания "недорогих постановочных картинок", способных эффектно рекламировать борьбу с чеченскими террористами, реформу Грефа, фиктивное противостояние ручных партий Грызлова и Селезнева. Возникает подозрение, что за этим не стоит никакой сверхзадачи, кроме эстетической: любования процессом.

Обозреватель одного из сетевых фэповских изданий простодушно рассказывает о выступлениях на вечеринке, посвященной пятилетию фонда: "Я вошел в клуб "Куклы" как раз в тот момент, когда Марина Л. говорила: "За пять лет мы избрали двух президентов и сместили трех премьер-министров. В следующие пять лет мы постараемся превзойти этот результат". Следом на сцену поднялся Павловский и поправил ее, сказав, что новых президентов в ближайшие пять лет избирать не надо". (Упомянутая Марина Литвинович - топ-менеджер ФЭПа, курирующая "самое влиятельное в России издание" - микротиражный мониторинг СМИ, который якобы ежедневно читают Путин и Волошин). Манипуляция элитами - "стадом скачущих дебилов" по терминологии Павловского - увлекательный процесс. К сожалению, провоцирование заговоров, перетасовка колод политиков и экспертно-журналистской свиты нуждаются хоть в каком-то оправдании. Оправдание, найденное ФЭПом, сильно хромает. Оказывается, цель многоступенчатой и дорогостоящей программы - обеспечить проведение "мобилизационных реформ" по Грефу, но так, чтобы гнев нищающих масс выливался только на правительство во главе с "действующим премьером". Для этого и планируется монополизировать ведущие СМИ, ликвидировать правую и левую оппозиции, создать декоративный Госсовет, покончить с олигархами, сформировать "новую панель экспертов и журналистов" - т. е. сменить всю сформировавшуюся за ельцинское десятилетие политическую конструкцию.

Реальность, как назло, изо всех сил сопротивляется воплощению лабораторных фэповских схем, подмывая рейтинг Путина: тонут подлодки, взрываются бомбы, Сергеев ссорится с Квашниным, Масхадов не хочет в Малайзию, а Ким Чен Ир некстати шутит. Удивительно, что грандиозные программы, сочиненные людьми, знающими об "электорате" только то, что "русскому уму близок синематограф", вообще хоть в какой-то мере работают.

Но надо отдать должное идеологам осеннего наступления: вектор их "голливудского драйва" выглядит авторитарным лишь в теории. Издания ФЭПа, сформировавшие информационное поле русского Интернета, вполне плюралистичны и вовсе не вписываются в устрашающую схему, предложенную Кремлю для обуздания офлайновых СМИ. Оружие информационного доминирования, к счастью, пока не похоже на оружие массового уничтожения.