Европа и Азия опережают США


США, традиционно лидирующие в области высоких технологий, в течение ближайших пяти лет будут отставать от европейских и азиатских стран по уровню развития мобильных систем электронной коммерции.

Термином "М-коммерция" обозначаются операции по продаже и покупке товаров и услуг, осуществляемые через Интернет пользователями мобильных устройств, в частности сотовых телефонов. Сейчас сектор М-коммерции только зарождается, однако Европа добилась в этой области наибольшего прогресса, опередив США примерно на полтора-два года благодаря динамичному внедрению стандартов беспроводных коммуникаций. Однако в целом развитие М-коммерции идет не слишком быстрыми темпами, поскольку нынешнее поколение мобильных телефонов не обеспечивает достаточных возможностей для работы в Интернете.

По мнению Берены Зальцман, аналитика экспертного центра Datamonitor, сейчас нет никаких признаков того, что США смогут догнать Европу в развитии М-коммерции в ближайшем будущем. "В том, что касается мобильной телефонии, Америка и Европа как будто находятся на разных планетах", - считает она.

По данным исследования Datamonitor, развитие беспроводной инфраструктуры, необходимой для организации систем М-коммерции, потребует внедрения к 2005 г. дополнительно 12 270 всевозможных программных и аппаратных комплексов. Сегодня таких комплексов насчитывается 280. Зальцман утверждает, что объем рынка систем М-коммерции и услуг по их внедрению составит в 2005 г. $4,7 млрд. По ее оценке, значительная часть этой суммы - $2,33 млрд - будет расходоваться на программное обеспечение, системная интеграция потребует $1,05 млрд, а оказание консалтинговых и прочих услуг - $570 млн. Остальные средства пойдут на аппаратные средства.

В отчете Datamonitor говорится, что объем американского рынка систем М-коммерции составит в 2005 г. всего $1,2 млрд, тогда как в Европе он достигнет $1,9 млрд. Более того, уже к 2004 г. США будут отставать также от стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас в этих странах объем рынка М-коммерции оценивается в $60 млн, но через четыре года он должен вырасти до $1,5 млрд. Datamonitor все же предполагает, что по мере развития рынка начнет сказываться имеющийся у США богатый опыт электронного бизнеса, что в конце концов обеспечит рост в области М-коммерции и в Северной Америке. При этом самым динамичным будет сектор финансовых услуг.

По прогнозам центра, в развитии мобильной коммерции ключевую роль будут играть поставщики решений в области создания инфраструктуры. "Отрасли предстоит преодолеть серьезные проблемы с масштабируемостью, безопасностью и функциональностью, присущие всему классу компактных мобильных устройств. Успех при этом будет сопутствовать не тем, кто первым пришел на этот рынок, а тем, кто предложит наиболее качественные решения", - говорит Зальцман. (FT)