Азазель и компания


Отечественные сериалы все чаще становятся эффективным средством борьбы телеканалов за аудиторию. К началу нынешней осени телесериалов, снятых российскими кинематографистами, оказалось уже столько, что разумно начать разговор об их качестве. Тем более что две вершины мирового кинематографа 90-х - "Твин Пикс" Дэвида Линча и "Королевство" Ларса фон Триера - сделаны именно в этом жанре. Среди отечественных производителей сериалов главным новатором в новом сезоне, похоже, выступит ОРТ, привлекшее к работе режиссеров, которые мало ассоциируются с понятием "сериальщики". Александр Адабашьян начинает делать на первом канале телеверсию первого романа фандоринской серии Бориса Акунина "Азазель", а Александр Митта снимает сериал "Граница - рядом". На вопросы "Ведомостей" о новой сериальной стратегии канала отвечает режиссер Джаник Файзиев, работающий на ОРТ "начальником" над сериалами, т. е. координирующий их продюсирование. - И Александр Митта, и Александр Адабашьян - известные мастера, люди вполне востребованные в большом кино. Из каких соображений они берутся за сериал, к которому многие режиссеры относятся свысока, как к попсе? - У нас эта продукция не называется сериалами, это молва их так называет. У нас это называется "телевизионный художественный фильм". Наверное, в этом и есть принципиальное отличие нашего производства. Александр Митта пришел со своим предложением сам. Сценарий написан им совместно с Зоей Кудря - это история трех офицерских жен, которые живут на границе с Китаем, время действия - 70-е гг. Три женские судьбы, полные страсти и любви, ревности и измен, на фоне всех событий, связанных с приграничным городом. Судя по уже отснятому материалу, мне кажется, что это первый опыт, суммирующий лучшие достижения отечественного кино сегодняшним ритмом и сегодняшним человеком. Этих трех женщин играют Елена Панова, Ольга Будина и Рената Литвинова... Александра Адабашьяна же привлек исключительно материал. Он не читал Акунина до того, как мы ему предложили проект. А когда прочитал, то ему страшно понравилось, он загорелся и, по-моему, работает с большим удовольствием. - Что из совсем новых сериалов выйдет в ближайшее время? - Скоро в эфире появятся первые выпуски "Империи". Действие этого фильма происходит в то время, когда романтический XIX век перетекает в железный XX, что олицетворяется волной массового терроризма, волной взрывов. В центре повествования - некое охранное отделение, предтеча отдела по борьбе с организованной преступностью. Оно состоит из нескольких людей, которым приходится бороться не только с самими террористами, с их идеологией, но и с симпатиями народа, по странной исторической случайности оказавшимися на стороне террористов. Главного героя, руководителя отделения, играет Игорь Ливанов, Савинкова - Алексей Серебряков. Над этим сериалом работают сразу несколько режиссеров: Андрей Малюков, Сергей Газаров, Зиновий Ройзман, Сергей Снежкин, ведутся переговоры с Владимиром Хотиненко.

Еще мы начали снимать сериал "Остановка по требованию" (режиссер Вилен Новак). Это, скорее всего, мелодрама, хотя строго определенного жанра там нет. В общем, это история о любви. Немного романтическая, немного земная и немного неземная. Главные роли в этой истории исполняют Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова... Мы хотели бы иметь разнообразное зрительское меню. По-моему, нет смысла "давить" какой-нибудь один жанр. Известно, что самый идеальный сюжет - всегда криминальный. Но нам кажется, этой продукции так много в эфире, что у зрителя, переевшего "криминальной пищи" в американском изготовлении, появится желание смотреть кино про самих себя, про простые человеческие чувства.

В то же время у нас есть криминальная драма - "Убойная сила", продолжение прежней истории со знакомыми героями. Этот фильм имел запредельные рейтинги, и мы надеемся, что он будет по-прежнему интересен, хотя телевидение - вещь непредсказуемая. Мы никогда не можем до конца просчитать зрительский интерес. Зритель привыкает к каким-то лицам. И эта привычка может тянуться или сколь угодно долго, или неожиданно мало. Наши социологи и аналитики считают, что "Убойная сила" продержится еще достаточно долго. - Сколько в среднем стоит сериал? Ваши проекты отличаются друг от друга по затратам? - Сегодня на рынке цены приблизительно равные везде, мы в этом смысле не отличаемся от других. Единственный сериал, который планируется как большое кино, - это "Азазель". Мы его хотим сделать большим и дорогим. Сегодня стоимость всех остальных сериалов - от $30 000 до $50 000 за серию.

- Одновременно с вашей продюсерской деятельностью вы работаете как режиссер над новым масштабным проектом - фильмом "Волкодав", который готовит к производству кинокомпания "НТВ-ПРОФИТ". В каком состоянии сейчас этот проект? - В подготовительном. Мы работаем над сценарием, дрессируем летучих мышей, одной из которых предстоит стать важным действующим лицом картины. Параллельно проводим кастинг исполнителей главных ролей. Это будет фильм о дохристианских временах на территории нынешней России. Временах, про которые очень мало что известно. Поэтому мы делаем некую историческую фантазию на эту тему: как бы это могло быть. Кроме внешней экзотики, хотелось бы, чтобы это было кино, в котором присутствует если не национальная идея, то по крайней мере гуманистический пафос. Мне крайне интересен главный герой - человек, познавший основы морали и бытия в нечеловеческих условиях и впитавший их в себя в химически чистом виде. Инструмент изучения жизни у него один - интуиция. - У вас есть какие-то другие, собственные режиссерские планы? - Да, режиссерско-продюсерские, я бы сказал. Я хочу снимать настоящее зрительское кино с увлекательным сюжетом. Если найду много денег, то сниму какую-нибудь музыкальную комедию, если немного - остросюжетный фильм. Если я найду достаточно много денег, то сниму научно-фантастическое кино. Дело в том, что долгие годы работы в рекламе меня "подсадили" на компьютерную графику и на высокие технологии. Я, как мальчик, люблю всякие такие штучки, "фенечки", серьезное оборудование, электронику. Фильм "Матрица" был для меня подарком судьбы. Просто надо найти форму, при которой деньги, зритель и качество будут соответствовать моим представлениям о том, каким должно быть кино, которое я сниму.

- Деньги и качество - это понятно. А как вы представляете себе среднестатистического зрителя? - Социологи считают, что среднестатистический россиянин - это женщина 37 лет, без высшего образования, с двумя детьми и, что самое удивительное, замужем. И эти двое ее детей - те самые дети, которые будут через 20 лет определять политику в этой стране или занимать руководящие должности. От того, как воспитает их эта женщина, во многом зависит наша жизнь.