Бойкот пошел на пользу
Организаторы "Мотор шоу", компании ОАО "АСМ-холдинг" и ITE Group, были готовы скинуть цену уже в этом году. По словам Сергея Левита, вице-президента компании "ЛиА Выставки и конференции" (агентство, представляющее интересы британской компании ITE Group в России), для членов автокомитета Европейского бизнес-клуба организаторы предлагали аренду выставочных площадей по цене около 160 фунтов стерлингов за кв. м (до кризиса цена была около 250 фунтов стерлингов). Но, видимо, предложение поступило уже слишком поздно - автокомитет Европейского бизнес-клуба рекомендовал своим членам отказаться от участия в "Мотор шоу - 2000". По словам заместителя министра промышленности Сергея Митина, в автосалоне участвует 550 компаний из 30 стран мира. Однако на "Мотор шоу - 2000" не были представлены автомобильные марки Opel, Chevrolet, Cadillac, Ford, Mazda, Saab, Mitsubishi, BMW, LandRover, Rover, Nissan, Toyota, FIAT, Volvo, Mercedes-Benz, Chrysler, Peugeot, Citroen, Jaguar, Volkswagen, Honda, Jeep, Alfa Romeo, Lancia, Audi, Skoda и Seat.
На "Мотор шоу - 2000" почти не на что посмотреть. Японские, корейские, европейские и американские автопроизводители, которые раньше устраивали на московских автосалонах настоящие шоу, в этом году решили отдохнуть. Их не устроила цена участия в салоне, но иностранцы вернутся в следующем году, если договорятся с организаторами мероприятия.
Мировой автопром (в части производства легковых автомобилей) представляли лишь российские дилеры и предприятия "русской сборки" - калининградское "Автотор" (автомобили KIA и BMW) и московское "Автофрамос" (Renault). Первое показало будущие новинки своего сборочного производства Kia Rio (цена от $11 900) и Kia Joice (от $15 800). "Автофрамос" торжественно представило публике небольшой Clio Simbol, который будет собираться в Москве и продаваться по вполне доступным ценам (от $8500 до $11 500).
Правда, Ян Доризон, менеджер компании по связям с общественностью, пока не знает срока начала сборки: "Все зависит от российского правительства, которое пока не предоставило "Автофрамосу" режим таможенного склада".
По словам Ги Бара, генерального директора ОАО "Автофрамос", новинка от Renault будет продаваться в кредит по совместной программе с австрийским Raiffeisen Bank. Сейчас по этой программе продается модель Renault 19 (цена в автосалонах начинается от $7 500), которую автоторговцы считают устаревший даже на своей второй родине (комплекты для сборки поставляются из Турции). Вопреки их ожиданиям Renault 19 в кредитной программе заменит не Megane (цена начинается от 13 500), а хоть и современный, но относящийся к не очень популярному классу небольшой автомобиль Clio Simbol.
И без того немногочисленные стенды с импортной продукцией лишены новинок и скорее являются временными отделениями московских дилеров. Стенд Audi, например, был организован компанией "Автоспеццентр Audi". Стенд Hyudai, как выяснилось, был оплачен двумя компаниями-дилерами. По данным ГТК России, в прошлом году юридическими лицами было импортировано 50 984 автомобиля (98 000 автомобилей было ввезено частниками). За первые пять месяцев этого года юридические лица ввезли 36 000 автомобилей, частники импортировали в I квартале 20 000 автомобилей - на 5000 больше, чем за аналогичный период 1999 г. По мнению специалистов ГТК, данные говорят об оживлении автомобильного импорта. Организаторы выставки, в том числе и Сергей Левит, считают, что иностранцы отказались от участия в "Мотор шоу - 2000" из-за низких продаж в России и скудных бюджетов российских представительств. Однако производители утверждают, что это не так. "Сравните рекламные расходы западных компаний с их продажами в России - и вы увидите, что пропорции совершенно разные", - говорит Андрей Гордасевич, менеджер по связям с общественностью российского представительства Volkswagen. "Низкие продажи не являются главной причиной отказа компаний от участия в выставке, - сказала Виктория Павлова, менеджер по связям со СМИ компании Volvo. - У нас, к примеру, бюджет на выставку был запланирован, но мы его решили потратить на другие мероприятия, которые оказались весьма эффективными. Главная причина отказа - несоответствие высокой цены и качества организации выставки".
Представитель входящей в автокомитет западной автомобильной компании, попросивший не называть своего имени в печати, говорит, что стоимость участия в автосалоне 2001 г. уже удалось снизить до 175 фунтов стерлингов за кв. м, но это цена не окончательная, переговоры еще идут".
Сейчас единых расценок, по существу, нет - с каждой компанией организаторы договариваются индивидуально, причем даже иностранцев, по признанию одного из производителей, организаторы делят на "крутых" и "не очень", соответственно, первым выставляются запредельные цены (разброс может составлять до 50% от средней цены). На Женевском автосалоне, стоит отметить, цена установлена для всех одна - $80 за кв. м. "В Чехии также была некая ценовая дискриминация иностранцев, но мы от этого уходим, и, возможно, не будет этого и в России, - говорит Матей Бугар, глава представительства Skoda в России. - Мы будем участвовать в следующем московском автосалоне, поскольку после переговоров с организаторами салона цены теперь стали приемлемыми".
В отсутствие автомобильных премьер и презентаций на автомобильном салоне одной из наиболее посещаемых вчера площадок стал стенд компании Saturn High-Tech, Inc., на котором демонстрировался Pontiac с аудиотехникой для международных соревнований по звуку. Это было, пожалуй, наиболее шумное место на "Мотор шоу - 2000". Хороший шум посетителям нравится.