Мобильная лихорадка только начинается


РИМ - Аукционы по продаже лицензий на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения становятся в Европе самым зрелищным мероприятием в области бизнеса. Неделю назад аукцион закончился в Германии, и вырученная немецким правительством сумма - $45,8 млрд - лишила сна всех соседей: и тех, кто уже провел аукцион, и тех, кто еще только готовился. Левые политики в Испании вообще предложили аннулировать результаты своего конкурса (Испания выручила от продажи лицензий только $500 млн) и провести такой же миллиардный аукцион, как в Британии и Германии. Но дело сделано. Вчера началась подача заявок на аукцион в Италии. Конкуренция среди потенциальных участников возрастает, что чрезвычайно выгодно правительству. В Италии на аукцион будут выставлены пять лицензий на предоставление связи в стандарте UMTS сроком на 15 лет, побороться за которые высказали намерение шесть претендентов. Это четыре итальянских оператора мобильной связи и два консорциума, объединяющих иностранные и местные компании. "Получить лицензию на предоставление мобильной связи третьего поколения чрезвычайно важно для операторов, желающих сохранить свое присутствие на итальянском рынке", - говорит Томазо Помпеи, управляющий директор компании Wind - оператора, контролируемого государственной энергетической корпорацией Enel. Wind является третьим по величине оператором мобильной связи в Италии, у него 3,5 млн абонентов. На 1-м месте находится Telecom Italia Mobile, дочерняя компания Telecom Italia (20 млн абонентов), на 2-м - Omnitel Pronto Italia, подразделение британской Vodaphone AirTouch (13 млн). Недавно созданная компания Blu, одним из основных инвесторов которой является British Telecommunications, пока имеет лишь 500 000 абонентов.

Список участников аукциона Итальянские операторы GSM l Telecom Italia Mobile (контролируется Telecom Italia) l Omnitel Pronto Italia (контролируется Vodafone AirTouch) l Wind (контролируется Enel и France Telecom) l Blu (основные инвесторы - British Telecommunications и итальянская дорожно-строительная компания Autostrade; среди инвесторов - Eni, Mediaset, Benetton) Международные консорциумы l Andala (контролируется Hutchison Whampoa (51% акций); среди инвесторов - интернет-провайдер Tiscali) l IPSE (основные партнеры - Telefonica и Sonera (40% акций), среди инвесторов - FIAT, коммунальная компания Acea, банк Banca di Roma) Все европейские телекоммуникационные гиганты (за исключением Deutsche Telekom) уже активно работают на итальянском рынке беспроводной связи (см. справку), и участие в аукционе является для них средством укрепления позиций и расширения присутствия на этом рынке. Другие крупные иностранные компании, включая гонконгскую Hutchison Whampoa, испанскую Telefonica и финскую Sonera, намереваются завоевать рынок в партнерстве с местными компаниями. По правилам аукциона первоначальное предложение участника должно составлять не менее 2 млрд евро ($1,79 млрд). По оценкам экспертов, близким к участникам аукциона, итоговые предложения могут превысить эту цену в два раза. В результате совокупное итоговое предложение будет существенно меньше, чем в Германии и Великобритании ($45,8 млрд и $33,7 млрд соответственно). Отчасти это объясняется тем, что в этих странах уровень охвата населения мобильной связью ниже, чем в Италии, где он составляет 60%, а значит, потенциал развития у владельцев лицензий выше и они могут рассчитывать на более быстрый рост рынка.

Считается, что все итальянские операторы будут до конца бороться за лицензии, поскольку неудача подорвет их позиции на итальянском рынке. Таким образом, наиболее серьезную борьбу предстоит вести международным консорциумам. 2 сентября правительство сообщит, кто из претендентов допущен к аукциону; к 11 сентября допущенные должны будут представить свои технические и бизнес-планы. Сам аукцион начнется в конце сентября. (FT, WSJ, 24. 08. 2000)