800 000 баррелей - это мало


В воскресенье на встрече представителей стран - членов ОПЕК, как ожидается, будет принято решение об увеличении нефтедобычи на 700 000 - 800 000 баррелей в день. Однако специалисты убеждены, что для существенного снижения цен этого будет недостаточно.

Нью-йоркские трейдеры в среду взвинтили цену октябрьского контракта на нефть West Texas на $1,07 до $34,9 за баррель. В Лондоне на дневных торгах в четверг цена октябрьского фьючерса на нефть Brent составляла $33,66; она несколько снизилась после того, как наследный принц Саудовской Аравии Абдулла заявил на встрече с президентом США Биллом Клинтоном, что ОПЕК может увеличить добычу на 700 000 баррелей в день.

Между тем члены ОПЕК и некоторые аналитики уверяют, что столь высокие цены являются следствием высоких налогов на топливо в США и нежелания нефтеперерабатывающих заводов формировать запасы нефти. В результате продукты нефтепереработки, такие как бензин и мазут, стоят больше, чем могли бы при нынешних ценах на сырую нефть.

Многие аналитики, однако, говорят, что цены начнут снижаться, только если ОПЕК увеличит добычу не менее чем на 1 млн баррелей в день. Сегодня страны - члены ОПЕК (за исключением Ирака, объем добычи которого регулируется соглашениями с ООН) добывают примерно 26 млн баррелей в день - больше, чем установленная на июньской встрече квота в 25,4 млн.

Таким образом, реальный рост объемов добытой нефти в случае принятия на сентябрьской встрече решения об увеличении добычи на 800 000 баррелей составит лишь 200 000 - 300 000 баррелей. Существенно увеличить добычу сможет в основном лишь Саудовская Аравия, располагающая для этого значительными ресурсами. Но она, похоже, не особенно желает в одиночку бороться за снижение цен. Последним свидетельством этого является сделанное во вторник заявление наследного принца Абдуллы, в котором он призвал развитые страны снизить налоги на топливо. "Эти налоги, тяжелым бременем ложащиеся на потребителей, должны быть пересмотрены", - сказал он. Представители Саудовской Аравии, по их словам, не хотели бы, чтобы высокие цены на нефть замедлили восстановление азиатских стран после кризиса 1997 - 1998 гг. или привели к падению темпов экономического роста в США. Однако они, похоже, считают, что мировая экономика сейчас в состоянии выдержать цены в 30 с лишним долларов за баррель. (WSJ, 7. 09. 2000)