Порталы пора доделывать


Аутсорсинг программных продуктов и решений (т. е. их разработка по заказу сторонней фирмой) пока не очень популярен у российских компаний, владеющих интернет-ресурсами. Ведь эти компании, по сути, являются командами разработчиков, которые привыкли делать все самостоятельно. Тем не менее президент компании "АйТи" Тагир Яппаров уверен, что крупные российские порталы уже достигли того уровня, когда дальнейшее развитие за счет только внутренних ресурсов невозможно. В "АйТи" даже создано подразделение, специализирующееся на разработках для Интернета.

Передел нынешней российской аудитории Интернета завершен. Крупные интернет-проекты начинают конкурировать между собой на новом уровне: у кого эффективнее команда, кто быстрее внедрит тот или иной сервис. Полностью перестраивая бизнес-модели развития, хозяева порталов уже не могут полагаться на вариант "сделай сам". Слово "аутсорсинг" становится модным.

У интернет-центра "АйТи" уже появились первые клиенты. Компания Rambler Group купила за $50 000 программный продукт WebMailRu для создания собственной системы интернет-почты mail.rambler.ru. Аналогичную покупку совершила компания "Мемонет".

"Нам понадобилась очень серьезная система, которую собственными силами пришлось бы разрабатывать слишком долго, - поясняет вице-президент по маркетингу компании Rambler Group Михаил Ханов. - В предельно сжатые сроки мы встроили в Rambler чрезвычайно конкурентоспособную систему электронной почты с массой сопутствующих сервисов".

"Когда речь идет о разработках настолько серьезного уровня, аутсорсинг является лучшим выходом, - вторит ему директор интернет-центра "АйТи" Сергей Бовдей. - Собственно, в этой разработке мы и сами прибегли к схеме аутсорсинга, подрядив фирму "Центр операционных систем и высоких технологий" (ЦОСиВТ).

Эта сделка необычна для Рунета. "В отличие от западных интернет-компаний вроде Yahoo!, которые, хотя и были когда-то созданы программистами, в настоящее время являются управляющими компаниями, приобретающими все разработки на стороне, наши компании делают все сами, начиная с первой страницы и заканчивая системой бухгалтерского учета в своем офисе, - говорит сотрудник одной из московских программистских фирм. - К этому их косвенно подталкивают инвесторы. Они же вложили деньги не просто в проект, а в команду программистов, и нередко удивляются, когда те предлагают использовать аутсорсинг. Но, слава богу, в головах у них что-то сдвигается в лучшую сторону".

"АйТи" - не единственный крупный разработчик ПО, поставивший на аутсорсинг. "Сегодня на рынке аутсорсинга интернет-проектов явно наблюдается бум, - считает вице-президент по маркетингу Actis Systems Александр Козленко. - Конечно, это не имеет таких масштабов, как на Западе, и все же в последнее время число заказов стремительно растет". По оценкам Козленко, бюджеты проектов колеблются от $10 000 до $100 000, а объем всего рынка аутсорсинга в сфере Интернета равен $10 - 15 млн. Бовдей привел гораздо более скромную оценку емкости российского рынка аутсорсинга интернет-решений - около $1 млн в год.

Пока услугами сторонних разработчиков, кроме Rambler, широко пользуется только одна компания - Port.ru. По словам генерального директора Port.ru Евгения Голанда, все ПО для интернет-проектов этой компании разрабатывается американской фирмой DataArt. Однако пример Port.ru не показателен: привлечение DataArt в качестве поставщика ПО было обусловлено личностными взаимоотношениями между этими компаниями - один из основателей Port.ru Алексей Кривенков долгое время занимал должность генерального директора в санкт-петербургском отделении DataArt.

Другие крупные игроки рынка пока лишь выражают острожный интерес. "Мы используем оба подхода, - говорит коммерческий директор компании NetBridge Юлия Сигунова. - Но я бы не сказала, что мы используем аутсорсинг в стратегических решениях. В основном мы стараемся использовать внутренние ресурсы".

"Наши основные проекты делаются нашей же командой, - добавляет генеральный директор компании "Яndex" Аркадий Волож. - Но мы думали о возможности аутсорсинга и даже сделали несколько не очень важных проектов по этой схеме".

В "АйТи" и Actis сделку с Rambler считают поворотной для российского рынка. С ними не согласен президент компании IBS Анатолий Карачинский. Он считает, что начинания вроде проекта "АйТи" преждевременны, поскольку не смогут сегодня приносить прибыль. Тем не менее он верит, что аутсорсинг интернет-решений имеет неплохое будущее в нашей стране. По его словам, IBS сейчас работает в партнерстве с несколькими российскими интернет-компаниями. "Но это не те компании, которые развили наибольшую показную активность, - говорит он. - Мы имели опыт работы с одной из них, когда нам заказали разработать серьезное решение за три месяца. Это несерьезно. Мы работаем с пока еще неизвестными компаниями, чье время придет через несколько лет. Делаем для них большие долгосрочные проекты. Стоимость заказов варьируется в пределах от $100 000 до $600 000".